Дорога к «Оскару»: номинанты, обиды и сюрпризы

Кинокритик ELLE анализирует список оскаровских номинантов: кто в нем есть, кого нет и что все это значит

В новый год — под старую песню: не успела американская Киноакадемия объявить очередных соискателей «Оскара», как на нее обрушился шквал одинаковых вопросов: «где женщины?» и «где diversity?» С ответом на первый все проще и приятнее, чем ожидалось: несмотря обсуждаемое особенно рьяно отсутствие женщин в режиссерской категории, в остальных их как никогда много (62), а, например, «Маленькие женщины» Греты Гервиг упомянуты сразу шесть раз (в том числе как один из девяти соискателей «Оскара» лучшему фильму).

«Маленькие женщины»

С репрезентативностью все, увы, и впрямь скверно: 18 из 19 номинантов в актерских категориях — белые. Обратив внимание на Синтию Эриво («Гарриет»), академики предпочли проигнорировать Люпиту Нионго («Мы»), Аквафину («Прощание»), Джейми Фокс («Просто помиловать»), весь актерский ансамбль «Волн» и — на правах главного сюрприза дня — Дженнифер Лопес («Стриптизерши»). За Джей Ло обидно еще и потому, что ее категория — «Лучшая женская роль второго плана» — по делу считалась самой слабой.

«Гарриет»

Как следствие, годами остававшаяся без единой номинации Скарлетт Йоханссон была упомянута аж дважды (не только за драматический бенефис в «Брачной истории», но и за второплановый выход в «Кролике Джоджо»), а имя Лоры Дерн можно гравировать на соответствующей статуэтке хоть сегодня. Самой конкурентной категорией стала, как и ожидалось, «Лучший актер», где первых в карьере номинаций удостоились Антонио Бандерас и Джонатан Прайс, тогда как Роберт Де Ниро, Кристиан Бейл и Тэрон Эджертон остались ни с чем.

«Брачная история»

Больше всего номинаций — 11 — у «Джокера», ставшего всего лишь вторым (после прошлогодней «Черной Пантеры») фильмом по мотивам комиксов, претендующим на самый главный «Оскар». Однако все три истинных фаворита 92-й оскаровской церемонии отстали от «Джокера» самую малость и если не превзошли, то как минимум оправдали связанные с ними ожидания: у «Ирландца» Мартина Скорсезе, «Однажды... в Голливуде» Квентина Тарантино и «1917» Сэма Мендеса — по 10 упоминаний.

«Джокер»

Вошли в историю и «Паразиты» Пона Джун-хо, ставшие первым представителем южнокорейского кино, номинированным в категориях «Лучший международный фильм» (ранее — «Лучший фильм на иностранном языке») и «Лучшая картина», и собравшие впечатляющий урожай из полудюжины номинаций. За более-менее гарантированный «Паразитам» неанглоязычный «Оскар» с фаворитом сразятся фильмы из Испании, Франции, Польши и Северной Македонии (а вот российская «Дылда» ограничилась местом в шорт-листе).

«Паразиты»

По шесть упоминаний и у обоих фильмов с Йоханссон, четыре — у старорежимной гоночной драмы «Ford против Ferrari», по три — у фигурирующих в половине актерских категорий «Скандала» и «Двух Пап», а также отмеченного за музыку, звук и спецэффекты девятого эпизода «Звездных войн». Всего по одному разу — вдвое меньше, чем у македонской документальной ленты о пчеловодстве, — упомянуты три самых кассовых фильма 2019 года, «Мстители: Финал», «Король Лев» и «Холодное сердце 2».

«Ford против Ferrari»

Последний сенсационно промахнулся мимо анимационной категории (где при этом нашлось место нетфликсовскому «Клаусу»), ну а «Король Лев» пополнил список обиженных на Киноакадемию самой Бейонсе, чьей «Spirit» нет в песенной пятерке (как и «Daily Battles» Тома Йорка, как и «Speechless» из «Аладдина»). Тут можно было бы предположить, что сэр Элтон Джон потирает руки (его песня по сути осталась без конкурентов), однако и «Рокетмен» выступил хуже, чем ожидалось, ограничившись единственной — этой самой — номинацией.

«Клаус»

Кинокритик ELLE правильно предсказал 86 из 109 номинантов и постарается продолжить в том же духе: о каждой из полнометражных категорий 92-й церемонии вручения «Оскаров» мы, как всегда, поговорим в оставшиеся до 9 февраля дни и недели. Следите за новыми выпусками колонки «Дорога к «Оскару», а пока еще раз, с выражением: номинанты «Оскара» в ключевых категориях:

Лучший фильм

  • «1917»
  • «Ford против Ferrari»
  • «Ирландец»
  • «Кролик Джоджо»
  • «Джокер»
  • «Маленькие женщины»
  • «Брачная история»
  • «Однажды в… Голливуде»
  • «Паразиты»
«Однажды в… Голливуде»

Лучший актер

  • Антонио Бандерас, «Боль и слава»
  • Леонардо Ди Каприо, «Однажды... в Голливуде»
  • Адам Драйвер, «Брачная история»
  • Хоакин Феникс, «Джокер»
  • Джонатан Прайс, «Два Папы»
«Два Папы»

Лучшая актриса

  • Синтия Эриво, «Гарриет»
  • Скарлетт Йоханссон, «Брачная история»
  • Сирша Ронан, «Маленькие женщины»
  • Шарлиз Терон, «Скандал»
  • Рене Зеллвегер, «Джуди»
«Скандал»

Лучший актер второго плана

  • Том Хэнкс, «Прекрасный день по соседству»
  • Энтони Хопкинс, «Два Папы»
  • Аль Пачино, «Ирландец»
  • Джо Пеши, «Ирландец»
  • Брэд Питт, «Однажды в… Голливуде»
«Прекрасный день по соседству»

Лучшая актриса второго плана

  • Кэти Бейтс, «Дело Ричарда Джуэлла»
  • Лора Дерн, «Брачная история»
  • Скарлетт Йоханссон, «Кролик Джоджо»
  • Флоренс Пью, «Маленькие женщины»
  • Марго Робби, «Скандал»
«Дело Ричарда Джуэлла»

Лучший режиссер

  • Пон Джун-хо, «Паразиты»
  • Сэм Мендес, «1917»
  • Тодд Филлипс, «Джокер»
  • Мартин Скорсезе, «Ирландец»
  • Квентин Тарантино, «Однажды… в Голливуде»

Лучший адаптированный сценарий

  • «Ирландец»
  • «Кролик Джоджо»
  • «Джокер»
  • «Маленькие женщины»
  • «Два Папы»
«Кролик Джоджо»

Лучший оригинальный сценарий

  • «1917»
  • «Достать ножи»
  • «Брачная история»
  • «Однажды в… Голливуде»
  • «Паразиты»