До главной киноцеремонии осталось 10 дней. Кто их номинантов победит? Делаем ставки

Не изменяя традиции, кинокритик ELLE Сергей Степанов продолжает обратный отсчет дней, слухов и важных объявлений, оставшихся до запланированной на 27 марта 94-й церемонии вручения «Оскаров». Впереди — детальный обзор всех полнометражных категорий (имена номинантов будут объявлены 8 февраля), ну а на очереди — главные претенденты на одно из десяти мест в самой престижной категории «Лучшая картина».

«Власть пса»

Дорога к «Оскару»: лучшие фильмы

Фильм Джейн Кэмпион официально обошел «Рому» как самый титулованный проект Netflix (его назвали лучшим свыше 20 ассоциаций кинокритиков), но хватит ли этого для победы в главной оскаровской категории? «Роме», как известно, не хватило, но есть подозрение, что два года локдаунов изменили отношение академиков к стримингу, и двумя более-менее гарантированными ей «Оскарами» за режиссуру и адаптированный сценарий Кэмпион не ограничится.

«Вестсайдская история»

Дорога к «Оскару»: лучшие фильмы

Немного странно говорить о кассовых сборах того или иного фильма как о что-то решающем в 2022 году факторе, но что ты будешь делать: принято считать, что неудача в прокате шансам «Вестсайдской истории» порядочно навредила. Однако во всем остальном это кино без слабых мест: мастерский ремейк оскароносной классики, отмеченный важнейшими голливудскими гильдиями, включая режиссерскую и продюсерскую.

«Дюна»

Дорога к «Оскару»: лучшие фильмы

Еще большего внимания гильдий удостоился блокбастер Дени Вильнева, номинированный почти всеми — двенадцатью — из них (у «Власти пса» и «Ветсайдской истории» — по 8 упоминаний). Это практически гарантирует «Дюне» лидерство по сумме оскаровских номинаций и делает серьезными ее притязания на самый главный «Оскар» — хотя тут шансам фильма может помешать то, что это лишь одна половина рассказываемой им истории.

«Белфаст»

Дорога к «Оскару»: лучшие фильмы
Фото
© 2021 Focus Features, LLC.

Собственную «Рому» — черно-белую, отчасти автобиографическую историю взросления — выпустил в разгар фестивального сезона Кеннет Брана, чей «Белфаст» временно стал главным фаворитом оскаровской гонки. Но с момента его триумфа на TIFF прошло несколько месяцев, а сравнения с «Ромой» чем дальше, тем чаще оказываются категорически не в пользу Браны, поэтому лучшее, на что может рассчитывать уроженец Белфаста, это «Оскар» за лучший оригинальный сценарий.

«Лакричная пицца»

Дорога к «Оскару»: лучшие фильмы

Не одну или две, а целых три номинации должен получить 8 февраля Пол Томас Андерсон, что доведет его промежуточный оскаровский улов до 11 (!) упоминаний. Когда-нибудь один из лучших режиссеров наших дней выиграет своего золотого истукана — возможно, даже в этом году, но точно не в этой категории. Еще один глубоко личный фильм в жанре «история взросления», «Лакричная пицца» — бесспорный фаворит критиков, но «Оскары» раздают не они.

«Король Ричард»

Дорога к «Оскару»: лучшие фильмы

Духоподъемный байопик отца и тренера Серены и Винус Уильямс с ходу, не дожидаясь премьеры, окрестили «краудплизером» — но, подобно большинству недавних фильмов для взрослых, «Король Ричард» не смог найти адекватную этой славе аудиторию. Тем не менее, без пяти минут оскароносный выход Уилла Смита заработал фильму достаточно репутационных баллов, чтобы в топ-10 он проходил без особых проблем.

«CODA: Ребенок глухих родителей»

Дорога к «Оскару»: лучшие фильмы

 Еще один фильм, вроде бы обреченный нравиться всем, в прокате не провалился, поскольку в него по сути не выходил, и теперь должен принести стриминг-сервису Apple TV+ первую номинацию на «Оскар» в самой престижной категории. Жизнеутверждающая мелодрама под самоочевидным названием удостоилась одобрения продюсерской гильдии и вошла в историю, принеся трем глухим актерам номинации на SAG Award в категории «Лучший ансамбль».

«Не смотрите наверх»

Дорога к «Оскару»: лучшие фильмы

Вряд ли обойдется десятка и без «Богемской рапсодии» этого года — разгромленного критиками, но симпатичного массам (включая весомый процент академиков) фильма, вряд ли стоящего споров, которые ведутся по его поводу. «Оскару» явно по душе «серьезная» фаза карьеры комика Адама МакКея, очередной фильм которого уже заручился поддержкой нескольких влиятельных — включая продюсерскую и актерскую — гильдий.

«В роли Рикардо»

Дорога к «Оскару»: лучшие фильмы

Принято считать, что интрига в этой категории не распространяется на первые восемь строчек и сводится к тому, кто займет последние две. Выше всего, похоже, шансы еще двух номинантов продюсерской гильдии — единственной, где используется тот же формат голосования, что и «Оскаром». Фильм Аарона Соркина — написанная оскароносным сценаристом и ведомая трио оскароносных актеров олдскульная драма о голливудской кухне (читай: скучный, но безопасный выбор).

«Тик-так… БУМ!»

Дорога к «Оскару»: лучшие фильмы

Немного интереснее будет, если в топ-10 угодит еще один фаворит продюсеров — режиссерский дебют и passion project застрявшего в шаге от EGOT («Эмми» + «Грэмми» + «Оскар» + «Эмми») Лина-Мануэля Миранды. Если это случится, на самый главный «Оскар» впервые за 53 года впервые будут претендовать сразу два мюзикла, а Стивену Спилбергу, возможно, будет интересно узнать, что победил тогда, в 1969 году, один из них («Оливер!»)

«Сядь за руль моей машины»

Дорога к «Оскару»: лучшие фильмы

Еще одним фактором, который стоит учесть, является радикально обновленный за последние годы состав Киноакадемии, 25% которой не из Америки и зачастую не состоят в тамошних гильдиях. Эти 25% — джокер, увеличивающий шансы фестивальных хитов вроде испанских «Параллельных матерей», итальянской «Руки бога» или этой имеющей армию особенно преданных поклонников трехчасовой японской драмы по мотивам рассказа Мураками.

«Девять дней»

Дорога к «Оскару»: лучшие фильмы

Наконец, ровным счетом никаких шансов на оскаровскую номинацию нет у фильма, без которого не обошелся бы бюллетень кинокритика ELLE, — дерзкой и пронзительной экзистенциальной драмы японобразильца Эдсона Оды. Дебютировав на «Сандэнсе» аж два года назад, минувшим летом «Девять дней» добрались, наконец, до проката, найдя там небольшую, но навеки благодарную Оде и его актерам аудиторию.