Очередной призовой сезон попрощался с теми, кому до него было дело, местами историческим, в меру изобретательным шоу со смазанной концовкой. Как всегда, из решений Киноакадемии можно извлечь самые разные уроки — чем и занялся следивший за каждым поворотом оскаровской гонки критик ELLE.

«Земля кочевников» — безальтернативный выбор

Фото №1 - Чему научил «Оскар-2021»: 7 уроков Академии

Последствия пандемии сделали оскаровский сезон безбожно затянутым, но его главный фаворит — злободневная, поэтичная, преисполненная эмпатии драма Хлои Чжао — оставался незыблемым с начала прошлой осени. Это не всегда выгодная стартовая позиция (спросите продюсеров «Ла-Ла Ленда»), но «Земля кочевников» прошла свою дистанцию на одной скорости, оказавшейся не по силам ее конкурентам. Какие бы фокусы ни выкидывало так называемое «рейтинговое голосование» (используемая Киноакадемией система подсчета голосов, при которой преимущество нередко имеет фильм, занявший рекордное количество вторых и третьих мест), в этом году оно ушло на второй план. «Земля кочевников» была слишком хороша — и заслужила свое место в ряду обладателей самого главного «Оскара» без поправок на вынужденно осиротевший кинопрокат.

Диверсификация Киноакадемии продолжает приносить плоды

Фото №2 - Чему научил «Оскар-2021»: 7 уроков Академии
Фото
Getty Images

Значительно обновленный за последние годы состав Киноакадемии еще раз дал понять, что все не зря. Вслед за эпохальным триумфом южнокорейских «Паразитов» годичной давности собственные места в истории застолбили Чжао (первая женщина азиатского происхождения, награжденная «Оскаром» за режиссуру), Юн Е-джон (первая кореянка, выигравшая один из актерских призов) и стилистки «Ма Рейни» (первые черные победители в категории «Лучший грим и прически»). Представители этнических меньшинств первенствовали в восьми категориях, хотя бы одна женщина — в 11, и даже противоречивую победу сэра Энтони Хопкинса при желании можно списать на диверсификацию: снятый французским режиссером «Отец» — экранизация его же переведенной на несколько языков и известной много где пьесы.

Дата релиза по-прежнему имеет значение

Фото №3 - Чему научил «Оскар-2021»: 7 уроков Академии

Несмотря на изменившиеся до неузнаваемости правила проката (в британских кинотеатрах британского «Отца» по-прежнему не посмотреть), озолотивший Хопкинса фильм доказал, что правильно выбранная дата премьеры — чем ближе к оскаровской церемонии, тем лучше — все еще является существенным фактором. В защиту этого тезиса выступили и сценарный «Оскар» «Отца», и обе победы «Иуды и Черного мессии» — еще одной поздней (и успешной) заявки на успех у академиков. Но триумф сэра Энтони особенно красноречив: Чедвик Боузман считался явным фаворитом своей категории на протяжении нескольких месяцев, однако выходит, что задела «Земли кочевников» у него над конкурентами не было.

100%-й гарантии не бывает

Фото №4 - Чему научил «Оскар-2021»: 7 уроков Академии

Ни один уважающий себя синефил не посмеет сетовать на победу Хопкинса — одного из лучших актеров всех времен и народов, сыгравшего в «Отце» одну из своих самых впечатляющих ролей. Но факт остается фактом: сделав категорию «Лучший актер» последней, продюсеры шоу забили гол в собственные ворота. Разумеется, они думали, что победит Боузман. И, конечно, итоговый выбор академиков застал врасплох всех, включая самого Хопкинса: в Уэльсе, где живет актер, было пять утра, и не рассчитывавший на победу 83-летний сэр Энтони предпочел поберечь здоровье. Но продюсерам стоило подумать о плане «Б» — альтернативному реальности, в которой трибьют Боузману свелся к мгновению в поспешной, на грани неуважения к покойным, нарезке «In Memoriam», а шоу осталось без чего-то хотя бы отдаленно напоминавшего концовку. Что ж, по крайней мере, Чедвик в хорошей компании: посмертные поражения на «Оскаре» терпели в свое время и Джеймс Дин со Спенсером Трейси.

Netflix наконец-то на коне

Главный герой кинофильма «Манк» — алкогений-сценарист

Стриминг-гигант вновь остался без победы в самой престижной категории (два года назад проиграла «Рома», прошлой зимой — «Ирландец» с «Брачной историей»), но, по крайней мере, в общем зачете Netflix впервые выбился в лидеры. В год, когда подписка на Netflix вошла в число гражданских прав (вообще-то нет, но вы понимаете, о чем мы), компания подмела пол как традиционными (киностудии), так и прогрессивными (Amazon) конкурентами во главе с ответственным за международный прокат «Земли кочевников» колоссом по имени Disney. Рекордные для 93-й церемонии семь «Оскаров» Netflix принесли исторические драмы «Манк» и «Ма Рейни: Мать блюза» (по два), документальная лента «Мой учитель-осьминог» и короткометражки «Два далеких незнакомца» и «Если что-то случится, я люблю вас».

Новая кровь — ход с перспективой

Фото №5 - Чему научил «Оскар-2021»: 7 уроков Академии
Фото
Getty Images

Если к самой церемонии были вопросы, то ее сделанное той же командой (оскароносный режиссер Стивен Содерберг среди продюсеров, барабанщик и бэндлидер The Roots Куэстлав в качестве музыкального руководителя) полуторачасовое пре-шоу определенно удалось. Ведущие Ариана ДеБос и Лил Рел Ховери сумели оживить такое традиционно унылое зрелище, как минутные интервью с номинантами. А украсившие вечер песни (особенно в исполнении H.E.R., Лесли Одома-младшего и шведки Молли Санден), конечно, могли бы взбодрить и основную церемонию, но тогда она была бы еще длиннее своих 200 минут. Так или иначе, и Содерберг, и Куэстлав, и ДеБос с Ховери подали убедительные заявки на возвращение через 10 месяцев.

«Оскар» остается шоу номер один

Фото №6 - Чему научил «Оскар-2021»: 7 уроков Академии
Фото
Getty Images

Да, телевизионные рейтинги «Оскара» неминуемо оказались худшими в истории. Да, вошедшие в книгу рекордов «Оскара» сэр Энтони Хопкинс (старейший обладатель одного из актерских призов) и дизайнер костюмов «Ма Рейни» Энн Рот  (самая пожилая победительница в любой соревновательной категории) на церемонии отсутствовали даже виртуально. Да, нарезок с номинантами в год, когда им точно не помешала бы лишняя реклама, не хватало отчаянно. Но «Оскар» сдержал обещание быть максимально похожим на шоу доковидных времен (правда, скорее скромных 1930-х, чем избыточных 2010-х): с социально дистанцированным, но живым общением, без капризов Zoom и с длинными, возмутительно длинными, восхитительно длинными победными спичами.

Фото №7 - Чему научил «Оскар-2021»: 7 уроков Академии
Фото
Getty Images
Фото №8 - Чему научил «Оскар-2021»: 7 уроков Академии
Фото
Getty Images