Очередной призовой сезон закончился ударной серией исторических моментов — от выступления Эминема, случившегося с 17-летним опозданием, до победы «Паразитов», ниспровергнувшей незыблемые с довоенных времен устои. Как всегда, из решений Киноакадемии можно извлечь самые разные уроки — чем и занялся следивший за каждым поворотом оскаровской гонки кинокритик ELLE.

Обновленная Киноакадемия способна на сюрпризы

Чему научил «Оскар-2020»: 7 уроков Академии (фото 2)

Даже вызывающе предсказуемому институту, каковым из года в год предстает американская Академия кинематографических искусств и наук, порой наскучивает собственная репутация. Через год после возмутившего киноманов триумфа «Зеленой книги» академики совершили резкий поворот налево, наградив самыми престижными «Оскарами» южнокорейских «Паразитов». В год, когда категория под снисходительным названием «Лучший фильм на иностранным языке» была переименована в «Лучший международный фильм», один из таких фильмов выиграл еще и «Оскар» в категории «Лучшая картина» — впервые в 92-летней истории премии. Сравнительно недавно обновленный — то есть чуть менее белый и мужской — состав Киноакадемии сделал что-то очень похожее, наградив главным «Оскаром» «Лунный свет». Победы «Паразитов» доказывают, что это новая норма: при удачном стечении обстоятельств академики могут назвать лучшим абсолютно любой фильм. И это, разумеется, прекрасно.

Актерским категориям необходимо разнообразие

Чему научил «Оскар-2020»: 7 уроков Академии (фото 4)

Не так прекрасно единодушие, с начала года царившее во всех четырех актерских категориях. Рене Зеллвегер, Хоакин Феникс, Лора Дерн и Брэд Питт дружно выиграли «Золотые глобусы», награды «Выбор критиков», премии SAG, премии BAFTA и, наконец, призы Киноакадемии, превратив оскаровскую гонку в растянувшуюся на месяц репетицию триумфальных спичей. Как следствие, Зеллвегер к «Оскару» настолько зарапортовалась, что звучала уставшей, а Феникс исчерпал запас благодарностей и начал говорить о коровах. При этом нельзя сказать, что победители (возможно, за исключением Феникса) были настолько круче проигравших или оставшихся без номинации. При всем уважении к Рене или Лоре, если бы они пару раз уступили Люпите Нионго («Мы»), Дженнифер Лопес («Стриптизерши») или Скарлетт Йоханссон (с любой из ее ролей), призовой сезон показался бы не в пример интереснее. Наглядный пример — прошедшая за день до оскаровской церемония Independent Spirit Awards, кульминацией которой стали победа и спич Адама Сэндлера («Неограненные драгоценности»).

Набор категорий пора поменять

Чему научил «Оскар-2020»: 7 уроков Академии (фото 6)

Об этом написаны тысячи твитов и сотни колонок, но «Оскару» отчаянно не хватает как минимум пары новых категорий. Возможно, наблюдать за очередными победами одних и тех же актеров было бы чуть менее скучно, если бы вслед за ними наградили лучший актерский ансамбль: «Кролика Джоджо» или «Брачной истории», «Маленьких женщин» или «Волн» — да хоть тех же «Паразитов». И раз уж Брэда Питта озолотили за роль каскадера, как насчет косвенно выдвинутого в его речи предложения завести оскаровскую категорию и для этой, самой опасной из кинопрофессий? Мало кто расстроится, если «Оскары» за лучшие короткометражки будут вручаться, подобно призам за вклад, в рамках отдельной церемонии, или если две звуковые категории объединят, как на BAFTA, в одну — ведь разницу между ними по-прежнему понимают немногие.

Лучшие песни должны выбирать те, у кого есть уши

Чему научил «Оскар-2020»: 7 уроков Академии (фото 8)

«Лучшая оригинальная песня» — из тех редких оскаровских категорий, которые могут быть интересны всем. Но номинантов в ней выбирают исключительно композиторы и сонграйтеры, и похоже, что их состав объявленный Киноакадемией курс на инклюзивность не коснулся. Очередная пятерка номинантов оказалась слабой, что поняли даже продюсеры шоу, позвавшие спасать положение звезд калибра Жанель Моне, Билли Айлиш и Эминема. Между тем «Оскару» было — и почти всегда есть — из чего выбирать: только в этом году среди потенциальных номинантов фигурировали Бейонсе, Том Йорк и Регина Спектор. Не пора ли расширить список голосующих до всех членов Академии?

Очередь Тарантино еще — или уже? — не пришла

Чему научил «Оскар-2020»: 7 уроков Академии (фото 10)

Предупредив, что «Однажды... в Голливуде» — его предпоследний фильм, Квентин Тарантино дал академикам предпоследний шанс озолотить его статуэтками в двух главных категориях. Но они оказались не из пугливых и шансом этим не воспользовались. Если дважды награждавшийся как сценарист классик не передумает, то у него с «Оскаром» осталось только одно — последнее — свидание. Ну а академики, цитируя его же «Бесславных ублюдков», сложили все свои яйца в одну корзину.

Netflix, chill

Чему научил «Оскар-2020»: 7 уроков Академии (фото 12)

Год назад переписывающий законы киноиндустрии стриминг-гигант был в шаге от главного «Оскара». Но «Рома» проиграла «Зеленой книге». Этой осенью многим казалось, что фильмы Netflix на «Оскаре» будут состязаться друг с другом, но в новом году акции «Ирландца», «Двух пап» и «Брачной истории» катастрофически упали в цене. Гангстерский эпос Мартина Скорсезе проиграл десять раз подряд, а призовая копилка Netflix пополнилась в итоге лишь двумя «Оскарами» — звезде «Брачной истории» Лоре Дерн и спродюсированной Обамами документальной ленте «Американская фабрика». Несмотря на дующие в Голливуде ветры перемен, все остальные награды разделили между собой большие и малые, но вполне традиционные киностудии.

Краткость — сестра таланта

Чему научил «Оскар-2020»: 7 уроков Академии (фото 14)

Более сжатые сроки пошли призовому сезону на пользу, да и само 215-минутное шоу показалось не таким затянутым, как всегда. Это не значит, что его продюсерам не над чем работать: презентеры, представляющие других презентеров, которые затем представляют что-нибудь еще, — это, возможно, лишнее. Но без ведущих «Оскар» ничем не хуже, чем с ними, — особенно когда в ряду презентеров есть звездные воспитанники Saturday Night Live вроде привычно объединенных в искрометные дуэты Джулии Луис-Дрейфус, Уилла Феррелла, Майи Рудольф и Кристен Уиг.