Берлинале 2018: итоги

Секс-докудрама, Уэс Андерсон, «Довлатов» и другие герои 68-го Берлинского кинофестиваля

В минувший уикенд были подведены итоги 68-го Берлинале — первого из «большой тройки» (Венеция — Канны — Берлин) самых статусных кинофестивалей европейского континента. Жюри основного конкурса, ведомое немецким режиссером Томом Тыквером, не на шутку озадачило своим выбором, наградив Золотым медведем — призом лучшему фильму Берлинале — одну из самых противоречивых и радикальных картин фестиваля, драму «Не прикасайся» румынки Адины Пинтилие.

Малгожата Шумовская, Адина Пинтилие и Марсело Мартинесси

Рассказывающая об интимных переживаниях и сексуальных приключениях нескольких героев (включая вполне реальных людей), эта крайне своеобразная докудрама удостоилась полярных отзывов в диапазоне от «неумолимо захватывающий tour de force» (The Hollywood Reporter) до «постыдный ужас» (The Guardian), но в итоге выиграла сразу два приза, самый престижный (в разные годы достававшийся кинематографистам калибра Бергмана и Годара, Антониони и Фассбиндера, Малика и П.Т. Андерсона) и за лучший дебют.

Еще две премии, приз Альфреда Бауэра за «открытие новых перспектив в киноискусстве» и Серебряного медведя за лучшую женскую роль (Ана Брун), получила парагвайская драма «Наследницы», собравшая хорошую прессу и безотлагательно купленная рядом европейских прокатчиков. Еще больший интерес вызвал «Довлатов» Алексея Германа-младшего, награжденный Серебряным медведем за выдающиеся художественные достижения (обладатель приза — художник-постановщик и дизайнер костюмов Елена Окопная) и приобретенный Netflix для показа в англоязычных странах.

Елена Окопная, Алексей Герман, Оля Зуева, Данила Козловский («Довлатов»)

Другие престижные призы разделили польская сатира «Рожа» (Гран-при жюри), французская драма «Молитва» (Серебряный медведь за лучшую мужскую роль, сыгранную вчерашним дебютантом Антони Бажоном) и мексиканский триллер «Музей» (Серебряный медведь за лучший сценарий). Наконец, вопреки традиции последних лет, не остался без собственного «медведя» и взятый в конкурс американский автор — вернувшегося в кукольную анимацию Уэса Андерсона отметили призом за лучшую режиссуру (который за него забрал ни много ни мало Билл Мюррей).

Билл Мюррей

«Остров собак» Андерсона и «Музей» Алонсо Руиспаласиоса стали главными фаворитами приехавших в Берлин кинокритиков, оказавшихся куда менее благосклонными к другим громким фестивальным премьерам вроде «Евы» с Изабель Юппер и Гаспаром Ульелем, «Операции «Шаровая молния» с Розамунд Пайк и Даниэлем Брюлем и снятого Стивеном Содербергом на айфон психологического хоррора «Не в себе». Последний выйдет в заокеанский прокат в один день с «Островом собак», 23 марта. 

Высматривать в берлинской программе будущих фаворитов американской Киноакадемии — занятие, как и прежде, спорное: последним обладателем Золотого медведя, награжденным в любой из оскаровских категорий, является иранская драма «Развод Надера и Симин», а последним триумфатором Берлинале, претендовавшим на самый главный «Оскар», остается Энг Ли с адаптацией «Разума и чувств». Тем не менее, сразу два прошлогодних победителя, «О теле и душе» и «Фантастическая женщина», оспаривают сейчас статуэтку лучшему неанглоязычному фильму, а открывавший фестиваль «Логан» вошел в историю, став первым кино о супергероях, номинированным на «Оскар» за сценарий. 

Тильда Суинтон, Уэс Андерсон, Грета Гервиг («Остров собак»)

Открывавший Берлинале-2018 «Остров собак», думается, обречен последовать примеру предшественника и будет упомянут как минимум в категории «Лучший анимационный фильм», а, например, «Наследницы» и «Музей» имеют все шансы оказаться в шорт-листе лучших иностранных фильмов. Светит ли «Оскар» готовящемуся к российской премьере «Довлатову», мы узнаем всего-навсего через год, а вот как выглядит полный список лауреатов основного конкурса 68-го Берлинале:

  • Золотой медведь — «Не прикасайся» Адины Пинтилие
  • Серебряный медведь (Гран-при жюри) — «Рожа» Малгожаты Шумовской
  • Серебряный медведь (Приз Альфреда Бауэра) — «Наследницы» Марсело Мартинесси
  • Серебряный медведь за лучшую режиссуру — Уэс Андерсон, «Остров собак»
  • Серебряный медведь за лучшую женскую роль — Ана Брун, «Наследницы»
  • Серебряный медведь за лучшую мужскую роль — Антони Бажон, «Молитва»
  • Серебряный медведь за лучший сценарий — Алонсо Руиспаласиос, Мануэль Алкала, «Музей»
  • Серебряный медведь за выдающиеся художественные достижения — Елена Окопная, «Довлатов» (декорации и дизайн костюмов)