Антон Долин рассказал ELLE о своих фаворитах будущей церемонии, интригах и скандалах "Оскара" и предсказал результаты в главных номинациях.

"Ла-Ла Ленд"
"Ла-Ла Ленд"
Антон Долин

ELLE Как вы считаете, насколько сильно прошлогодний скандал с #OscarsSoWhite повлияет на результаты этого года?

АНТОН ДОЛИН Она уже повлияла, потому что результаты «Оскара» – это не только про то, кто получает премию, но и про то, кто попадает в селекцию. Не забывайте, что в Америке фильм с наклейкой на постере «3 «Оскара», конечно, получает большое количество зрителей, но фильм с наклейкой «3 номинации на «Оскар» получает их практически столько же. Номинация на «Оскар» – это очень серьезно. И сегодня, еще не зная, кто получит «Оскары», но уже зная, какие фильмы и кинематографисты получили номинации, мы можем с уверенностью сказать, что картины афроамериканских кинематографистов и картины тематические, связанные с расизмом и защитой прав человека в этом году представлены гораздо более обильно, чем в прошлом. Хотя, конечно, всегда можно предположить, что просто год на год не приходится и это тоже так.

ELLE Отразится ли на результатах политическая ситуация в США и победа Трампа?

А.Д. Победа Трампа имеет критически важное значение, но опять же из этого не следует, что она может помочь предсказать результаты «Оскара». Лично я убежден, что такой сенсационный успех «Ла-Ла Ленда» – 14 номинаций – связан с острой нуждой американцев и кинематографистов в том числе в неком эскейпе. Жанр истории о любви, где музыка замещает лакуны в сюжете, где связи с реальностью довольно призрачны помогает от этой тяжелой для многих и непереносимой реальности сбежать. В то же время, внимание к фильмам об униженных и оскорбленных – это тоже знак новой эпохи, после избрания Трампа и такие фильмы как «Любой ценой», или «Лунный свет», или «Манчестер у моря» говорят о маргиналах, о низах общества, о людях отверженных, некоторым из которых, судя по всему, в ближайшие несколько лет президентства Трампа придется очень нелегко. Так или иначе, то, что киноискусство сейчас обращается к таким темам, - это закономерно.

ELLE Вы лично считаете состав номинантов этого года сильным?

А.Д. Да, мне очень нравится состав номинантов. Я в восторге от того, что пока умные европейские фестивали, которые я люблю и всегда любил, делают ставку на режиссеров в возрасте, этаких признанных классиков, и спорят, Аки Каурисмяки победит в Берлине или Кен Лоуч или Альмодовар в Каннах, за «Оскары» будут соревноваться Барри Дженкинс, Дэмьен Шазелл и Дени Вильнев – молодые режиссеры. Это молодые люди, которые только пришли в эту индустрию, и это, безусловно, знак позитивных изменений в «Оскаре». Если бы в том же списке лидерами были Скорсезе и Клинт Иствуд, которые тоже в прошлом году сняли фильмы и хорошие фильмы, премия была бы гораздо скучнее.

Дэмьен Шазелл
Дэмьен Шазелл

ELLE «Рай» был достоин номинации или было предсказуемо, что он не войдет в селекцию?

А.Д. В номинацию «Лучший иностранный фильм» попадают не те фильмы, которые достойны этого. Вообще непонятно, как это достоинство рассчитать и из чего оно исходит. Туда попадают те картины, которые угодили некой конъюнктуре, нарочно или нет. Все очень просто: два года подряд «Оскар» в этой номинации получал восточно-европейский фильм о войне и холокосте. Внимание к этой теме есть, поэтому Кончаловский попал в девятку, в лонглист. Но эта тема уже отыграна два года подряд, поэтому он не попал в пятерку. И то, и другое никак не говорит о том, хороший это фильм или плохой – это вообще не разговор о качестве художественного фильма. Безусловно, фильм хороший, иначе бы он не попал в лонглист и никто бы не обратил на него внимания.

ELLE Что может стать главной интригой церемонии?

А.Д. Да черт его знает. Для меня главная интрига – это вообще анимационная категория. Мне очень любопытно, удастся ли кому-то из аутсайдеров – «Красной черепахе» или французской «Жизни кабачка» одолеть Диснея с его «Зверополисом» и «Моаной». Но, конечно, подозреваю, что одолеть Диснея никому не удастся.

ELLE Можете дать свои прогнозы по главным номинациям?

А.Д. Пока кажется очевидным, что с таким количеством номинаций должен победить «Ла-Ла Ленд», но лично я страстно болею за «Лунный свет» и, мне кажется, это единственный фильм, который в этом году заслужил взять «Оскар» за лучший фильм, будучи аутсайдером гонки.

"Лунный свет"
"Лунный свет"

ELLE А лучшая актриса – Эмма Стоун или Натали Портман?

А.Д. Мне симпатичнее Эмма Стоун. Мне вообще не нравится фильм «Джеки» и кажется очень технологичным и искусственным. Тем более у Натали уже есть ее «Оскар», хватит ей. Но если получит она, я тоже буду за нее рад, она хорошая, умная актриса

ELLE Лучший актер?

А.Д. По-моему, однозначно Кейси Аффлек. Я не представляю, чтобы кто-то другой победил в этой номинации, и это будет честно. Из двух братьев Аффлек один выдающийся режиссер, но очень слабый актер, другой – режиссер только начинающий, явно пока не оскаровского эшелона, но актер замечательно тонкий и пора уже Кейси Аффлека заметить и отметить в этом качестве.

ELLE А режиссер – однозначно Дэмьен Шазелл?

А.Д. Не знаю, я бы дал Барри Дженкинсу, режиссеру «Лунного света». На самом деле победить может и Шазелл, и Дженкинс, и даже Вильнев за «Прибытие» - это было бы оригинально.

"Прибытие"
"Прибытие"