Летом на Netflix дебютировал сериал «Катла» — новое шоу исландца Бальтасара Кормакура, создателя нашумевшего «Капкана» и режиссера голливудских хитов вроде «Двух стволов» и «Эвереста». Смотрим «Катлу» — еще один превосходный пример скандинавского мистицизма — и вспоминаем некоторые из хороших исландских фильмов этого века.

«Ангелы вселенной»

Фридрик Тор Фридрикссон стал первым и остается единственным исландским режиссером, чей фильм («Дети природы» 1991 года) удостоился номинации на «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке». Не менее примечательна и эта драма, выигравшая семь премий «Эдда» (исландских «Оскаров») и слывущая исландским ответом «Пролетая над гнездом кукушки»: в центре повествования — будни нескольких пациентов психиатрической лечебницы Рейкьявика. Играют их, в частности, Кормакур и еще одна гордость нации Ингвар Э. Сигурдссон, а за саундтрек в ответе Хильмар Ерн Хильмарссон и великая исландская группа Sigur Rós.

 

«101 Рейкьявик»

На той же церемонии «Эдда», где Кормакур претендовал на премию лучшему актеру второго плана за роль в «Ангелах вселенной», Бальтасар выиграл приз за лучший сценарий — комедии о молодом исландском лентяе и экзотической учительнице танцев (муза Альмодовара Виктория Абриль), оказывающихся вдвоем в одной квартире (его матери и ее подруги). Музыкой запомнился и этот фильм, объединивший композиторские таланты Эйнара Ерна Бенедиктссона (основателя The Sugarcubes, где пела Бьорк) и Деймона Албарна (фронтмена Blur, голоса Gorillaz и завсегдатая Рейкьявика).

 

«Вопящие шедевры»

На вопрос, откуда в негусто населенной Исландии такая концентрация отличных музыкантов на душу населения, попробовала ответить эта документальная лента — неофициальный сиквел более известного «Рока в Рейкьявике», чьи афиши украшала совсем юная Бьорк. Здесь она появляется уже на правах одной из старейшин — наряду с другими исландскими музыкантами всех возрастов и жанров (от фолка до рэпа) и приглашенными знаменитостями вроде того же Албарна и фронтмена Foo Fighters Дейва Грола.

 

«Пучина»

Ближе всех ко второй оскаровской номинации для Исландии приблизился опять-таки Кормакур, чья драма угодила в шорт-лист Киноакадемии, но промахнулась мимо финального топ-5. Выпущенный где-то между его первым («Контрабанда») и вторым («Два ствола») голливудскими боевиками с Марком Уолбергом, этот фильм — более скромное, но не менее впечатляющее зрелище: драматический пересказ реальной истории об исландском рыбаке (звезда «Капкана» Олавюр Дарри Олафссон), выжившем, проведя целую ночь в ледяной океанической воде.

 

«Бараны»

Нашлось место для драмы и в одном из самых захваленных исландских фильмов последних лет — трагикомедии о тамошних, натурально, баранах (включая двух занятых овцеводством братьях, вот уже 40 лет не разговаривающих друг с другом). Картина Гримура Хакунарсона дебютировала в Каннах, где выиграла гран-при конкурса «Особый взгляд», и однажды заняла второе место в рейтинге лучших исландских фильмов всех времен (после исторической драмы «Полет ворона» — северного ответа знаменитым трилогиям Куросавы и Леоне).

 

«Женщина на войне»

Современное исландское все чаще вторит повестке дня: тема эко-терроризма была центральной и во втором сезоне «Капкана», и в этой трагикомедии о ведущей увлекательную двойную жизнь — дирижера хора и защитницы окружающей среды — одинокой женщине. Фильм Бенедикта Эрлингссона («О лошадях и людях») уже успел нарваться на голливудский ремейк, где постановщицей и звездой будет Джоди Фостер, но это не повод проигнорировать оригинал — помимо прочего, щеголяющий уникальным (совместного производства Исландии и Украины) саундтреком.

 

«Эхо»

Наконец, вполне себе рождественский альманах — почище любых «Елок» — получился пару лет назад у Рунара Рунарссона. Состоящий из 56 более или менее лаконичных виньеток (хронометраж «Эха» — 79 минут), действие которых происходит накануне зимних праздников, этот фильм — поначалу кажущийся сумбурным, но на глазах обретающий железную внутреннюю логику портрет современной Исландии, где вроде бы мелкая бытовая деталь важна ничуть не меньше, чем политический комментарий.