На 50-й FNC — фестиваль нового кино в Монреале — привезли избранные хиты фестивального года: десятки картин, прошедших путь от премьер в Берлине, Каннах, Венеции, Теллурайде и Торонто до места в очереди за номинациями на «Оскар». Кинокритик ELLE выбирает лучшие из них (не считая «Власти пса», о которой мы уже рассказывали).

«Параллельные матери»

5 ярких фильмов фестивального сезона

Фаворит FNC Педро Альмодовар вернулся в Монреаль и сохранил оптимальную форму, в которую он вернулся еще раньше, с номинированной на пару «Оскаров» автобиографической драмой «Боль и слава». В предыдущей истории классика на первом плане были мужчины во главе с Антонио Бандерасом, тут же Педро наводит фокус на любимых женщин: Хульету Серрано, Росси де Пальму и, куда без нее, Пенелопу Крус, награжденную за ее роль венецианским Кубком Вольпи лучшей актрисе. В этом фильме о материнстве, правде и ДНК (как в буквальном, так и в максимально широком смысле) Крус и впрямь превосходно играет одну из двух титульных ролей — женщин, ставших матерями в один день в соседних больничных палатах.

«Худший человек на свете»

5 ярких фильмов фестивального сезона

«Параллельные матери» остались без верной оскаровской номинации, поскольку Испания предпочла фильму Альмодовара комедию «Самый лучший босс» с мужем Крус Хавьером Бардемом, а вот Норвегия не стала выпендриваться, выдвинув на «Оскар» один из самых захваленных фильмов этого года — завершение «трилогии Осло», на которую у ее режиссера Йоакима Триера ушло 15 лет. Эта состоящая из дюжины частей, пролога и эпилога романтическая трагикомедия меняет настроение и интонацию разве что не поминутно — точь-в-точь как ее ветреная героиня в неотразимом исполнении Ренаты Реинсве (актерский приз Канн).

«Париж, 13-й округ»

5 ярких фильмов фестивального сезона

Еще одним свежим взглядом на современные отношения внезапно отличился 69-летний классик французского кино Жак Одиар (сценарист «Профессионала» и режиссер «Пророка»). Его первый за декаду фильм на родном языке — черно-белая драма по мотивам комиксов карикатуриста The New Yorker и сценарию, в числе соавторов которого фигурирует Селин Сьямма («Портрет девушки в огне»). Молодые парижане в исполнении звезды «Портрета» Ноэми Мерлан, солистки рок-группы Savages Джонни Бет и менее известных актеров встречаются, влюбляются, занимаются сексом и расстаются — медленно, но верно понимая, чего они хотят от жизни.

«Пьяные птицы»

5 ярких фильмов фестивального сезона

От занимающей традиционно важное место на фестивальной карте Канады на «Оскар» пойдет драма Ивана Грбовича, умудрившаяся объединить истории солдата мексиканского наркокартеля (Хорхе Антонио Герреро из «Ромы»), влюбляющегося в трофейную жену своего босса, и квебекской фермерши (Элен Флоран из «Кафе де Флор»), потерявшей общий язык с мужем и дочерью. Не все сюжетные повороты «Пьяных птиц» одинаково правдоподобны, но технически фильм вполне безупречен — и, кстати, с чего-то похожего когда-то начинали теперешние гранды Жан-Марк Валле и Дени Вильнев.

«Красная ракета»

5 ярких фильмов фестивального сезона

Еще одним откровением оказался новый фильм Шона Бейкера («Проект Флорида», «Мандарин»), продолжающего черпать вдохновение в буднях американского пролетариата. Возможно, самое яркое украшение галереи бейкеровских героев — порноактер Микки Сейбер (звезда киноклассики калибра «Блондинки в шоколаде» и «Очень страшного кино 5» Саймон Рекс), вынужденный вернуться в родную техасскую глушь, где его видали в гробу. Содержание фильма, вероятно, отпугнет консервативную часть Киноакадемии, но tour de force Рекса и сценарий Бейкера — достижения оскаровского калибра.