10 лучших вестернов

10 фильмов за последние 10 лет

В российский прокат вышла "Великолепная семерка" - 100-миллионный ремейк классического вестерна, в свою очередь вдохновленного "Семью самураями" Куросавы. Осторожно радуясь тому, что переиначивают в Голливуде не только сюжеты о Бэтмене и Маугли, кинокритик ELLE выбрал лучшие оды Дикому Западу, каждой из которой меньше 10 лет.

№10 «Джанго освобожденный»

(Django Unchained), 2012

Квентин Тарантино никогда не скрывал ни свою любовь к вестернам, ни желание пополнить жанровый канон фильмом собственного авторства, и хотя удачнее всего в этом смысле получилась вторая часть "Убить Билла", в классе не откажешь и "Джанго освобожденному" — заработавшему два "Оскара" вестерну о дружбе титульного раба (Джейми Фокс) и немецкого дантиста (Кристоф Вальц).

№9 «Омерзительная восьмерка»

(The Hateful Eight), 2015

Ровно через три года после выхода "Джанго освобожденного" Квентин сделал это снова — выпустил трехчасовой вестерн с безбожно заваленной концовкой и черным актером (Сэмюэл Л. Джексон) в главной роли. "Восьмерка" стала исполнением давней режиссерской мечты — саундтрек к фильму сочинил великий Эннио Морриконе, награжденный за это его первым, не считая почетного, "Оскаром".

№8 «Обход Мика»

(Meek's Cutoff), 2011

Молчаливый и медлительный даже по меркам традиционно немногословного и нерасторопного жанра, основанный на реальном историческом эпизоде середины XIX века фильм Келли Райхардт ("Венди и Люси") остается самым недооцененным вестерном последней декады — несмотря на обилие узнаваемых актеров вроде Мишель Уильямс, Пола Дейно и Брюса Гринвуда.

№7 «Костяной томагавк»

(Bone Tomahawk), 2015

Еще один имеющий верных поклонников, но не нашедший широкую аудиторию фильм — прошлогодний вестерн о каннибалах-троглодитах, заставивший присмотреться к режиссеру-дебютанту С. Крейгу Залеру и запомнившийся насколько необычным (Курт Расселл, Мэтью Фокс, Патрик Уилсон, Ричард Дженкинс, Лили Симмонс), настолько же и мощным актерским ансамблем.

№6 «Любой ценой»

(Hell or High Water), 2016

Безоговорочно лучший фильм минувшего лета — криминальная драма, фильм-ограбление и неовестерн в одной — красивой и компактной — упаковке. Козыряя как минимум тремя превосходными ролями (Криса Пайна, Бена Фостера и Джеффа Бриджеса) и образцовым сценарием Тейлора Шеридана, эта картина имеет неплохие шансы напомнить о себе по ходу грядущего призового сезона.

№5 «Выживший»

(The Revenant), 2015

Самый кассовый вестерн всех времен вошел в историю еще и как фильм, принесший Леонардо ДиКаприо его тысячу раз заслуженный "Оскар", а Алехандро Гонсалеса Иньярриту сделавший первым за 65 лет обладателем двух режиссерских "Оскаров" кряду. Но и безо всяких рекордов очевидно, что "Выживший" — пример большого авторского кино, которое сейчас в страшном дефиците.

№4 «Поезд на Юму»

(3:10 to Yuma), 2007

В том, что ремейк старого вестерна — это, возможно, не самая плохая идея, первым убедил "Поезд на Юму" Джеймса Мэнголда, преуспевшего как минимум в кастинге и работе с актерами: Кристиан Бейл играет героя (бедного фермера и ветерана гражданской войны), Расселл Кроу — злодея (легендарного бандита), а на втором плане сияют и стар (Питер Фонда), и млад (Логан Лерман), и тот же Бен Фостер.

№3 «Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса»

(The Assassination of Jesse James by the Coward Robert Ford), 2007

Прижизненный памятник гениальному оператору Роджеру Дикинсу, "Убийство Джесси Джеймса" — не просто самый неотразимый вестерн последних 10 лет, но и один из красивейших фильмов в голливудской истории — помимо прочего, принесший одному из исполнителей титульных ролей (Кейси Аффлеку) номинацию на "Оскар", а второму (Брэду Питту) — актерский приз Венеции.

№2 «Железная хватка»

(True Grit), 2010

"Железную хватку" можно было бы назвать лучшим ремейком в каноне обозреваемого жанра — если бы его авторы братья Коэн не настаивали на том, что снимали еще одну адаптацию романа Чарльза Портиса, одноименным фильмом с Джоном Уэйном не вдохновляясь вовсе. Как бы то ни было, ревизионистский вестерн Коэнов покорил и зрителей, и критиков — и, конечно, заслужил хотя бы два или три "Оскара" из десяти, на которые номинировался.

№1 «Старикам тут не место»

(No Country for Old Men), 2007

Начав с дубля в исполнении Тарантино, невозможно не подвести итог симметричным реверансом по адресу Итана и Джоэла Коэнов, чей предельно близкий к оригинальному тексту Кормака МакКарти неовестерн о чемодане денег и психопате с пневматическим пистолетом и чудовищной прической (Хавьер Бардем в оскароносной роли злодея на века) окончательно заработал братьям место в голливудской элите — заодно с шестью "Оскарами" на двоих.