10 лент за 10 лет: фильмы о космосе

К премьере седьмого эпизода «Звездных войн» — 10 лучших космических одиссей, опер и саг последних 10 лет

На этой неделе в мировой прокат выходит, наконец, самый ожидаемый фильм года, а то и целой декады — «Звездные войны: Пробуждение силы» Джей Джея Абрамса. Пользуясь случаем (и вспомнив, что предыдущий эпизод «Звездных войн» вышел в 2005 году), ELLE выбрал лучшие фильмы о космосе, каждому из которых меньше 10 лет.

№10 «Пекло»

(Sunshine), 2007

Прежде чем прославиться на весь мир в качестве орденоносного режиссера «Миллионера из трущоб», «Стива Джобса» и церемонии открытия лондонской Олимпиады, Дэнни Бойл успел снять угрюмый, но по-своему величественный триллер об экипаже космического корабля, пытающемся реанимировать умирающее солнце.

№9 «ВАЛЛ·И»

(WALL·E), 2008

Самая переоцененная из побед пиксаровских аниматоров примечательна не столько 500-миллионными сборами, 96% одобрения на Rotten Tomatoes и неминуемым «Оскаром», сколько иерархией героев: главный из них — немногословный робот-уборщик, а переживший апокалипсис таракан на порядок симпатичнее сбежавших с уничтоженной ими планеты землян.

№8 «Стражи Галактики»

(Guardians of the Galaxy), 2014

Первый фильм кинематографической вселенной Marvel, сделавший ее монополию на иронию и прочий постмодернизм своим содержанием: несмотря на целый ряд драматических событий, «Стражи Галактики» — это, конечно же, комедия. И слава богу: когда твои главные козыри — Крис Прэтт, злобный енот и говорящее (правда, не очень много) дерево, глупо строить серьезную мину.

№7 «Восхождение Юпитер»

(Jupiter Ascending), 2015

Разгромленная прессой и провалившаяся в прокате космическая опера братьев Вачовски — занятный гибрид «Матрицы», «Звездных войн» и сборника комедийных скетчей Saturday Night Live, в котором Мила Кунис играет уборщицу из Питера, Ченнинг Тейтум с трудом сдерживает ухмылку, а новоиспеченный лауреат «Оскара» Эдди Редмейн преподает мастер-класс дрянной актерской игры.

№6 «Луна 2112»

(Moon), 2009

Режиссерский дебют Данкана Джонса (он же Зоуи Боуи, он же угадайте чей сын) — незабываемый tour de force Сэма Рокуэлла, играющего в «Луне» обе главные роли (еще одну, второплановую, исполнил Кевин Спейси, чьим голосом говорит искусственный разум). Через несколько лет сюжет снятого за 5 миллионов фильма пригодился 120-миллионному блокбастеру «Обливион» с Томом Крузом.

№5 «Звездный путь»

(Star Trek), 2009

Фильм, окончательно утвердивший Абрамса в статусе нового Спилберга, успешно перезагрузил франшизу, у которой все было куда хуже, чем у «Звездных войн» после «Мести Ситхов», и дал старт карьерам Криса Пайна и Зои Салданы. Не очень понятное со стороны долгоиграющее соперничество «Звездных войн» и «Стар Трека» сделало памятное назначение Абрамса чуть ли не скандальным.

№4 «Интерстеллар»

(Interstellar), 2014

Вдохновленная не только богатой фантазией режиссера Кристофера Нолана, но и научными работами физика и астронома Кипа Торна, снятая на 35-миллиметровую пленку и IMAX-камеры без малого трехчасовая глыбина — проект насколько амбициозный (самые очевидные из ориентиров автора — Кубрик и Тарковский), настолько же и противоречивый (вопросы к фильму есть даже у его поклонников).

№3 «Прометей»

(Prometheus), 2012

Мягко говоря, неоднозначна и слава «Прометея» — рекламировавшегося как приквел «Чужого» и возвращение сэра Ридли Скотта в сделавшую ему имя научную фантастику, но оказавшегося вполне самостоятельным фильмом с грандиозным актерским ансамблем (Майкл Фассбендер! Идрис Эльба! Шарлиз Терон!) и собственной мифологией, которой хватит и на уже готовящийся сиквел.

№2 «Марсианин»

(The Martian), 2015

Как за «Чужим» когда-то последовал «Бегущий по лезвию», так и «Прометей» недолго оставался последним sci-fi-опытом Скотта, впервые за много лет претендующего с «Марсианином» на большинство главных «Оскаров». Причем если «Прометей» — триумф преимущественно визуальный, то история застрявшего на Марсе Мэтта Деймона — захватывающее и остроумное кино для всех.

№1 «Гравитация»

(Gravity), 2013

Ну а самая упоительная из космических одиссей последней декады (если не всех времен) — это озолоченный семью «Оскарами» (включая приз за лучшую режиссуру) 3D-спектакль Альфонсо Куарона, минимальными средствами (камера волшебника Эммануэля Любецки да сольный бенефис Сандры Буллок) замахнувшегося на территорию не столько Кубрика, сколько Терренса Малика.