На юбилейном XXV фестивале Benois de la Dance, который для балетного мира означает то же, что «Оскар» для кинематографистов, выступят звезды ведущих балетных компаний мира. Среди участников – представители множества знаменитых театров, от Мариинского до Берлинского театра балета.

Фестиваль продлится два дня. 30 мая пройдет гала-концерт: «Дефиле звезд Benois de la Dance и новые лауреаты», а 31 мая публику ожидает большая программы с участием лауреатов фестиваля за все время его существования.


В ожидании значимого события, ELLE поговорил с одной из основательниц проекта, Ниной Кудрявцевой-Лури.

Александр Рябко, Нина Кудрявцева-Лури, Сильвия Аццони
Александр Рябко, Нина Кудрявцева-Лури, Сильвия Аццони

ELLE Я знаю, что неправильно спрашивать о «любимчиках» на фестивале, но все же – Нина Николаевна, есть ли номера, которые вы особенно выделяете и которые ни в коем случае нельзя пропустить?

Нина Кудрявцева-Лури Любимчиков, конечно, быть не может! Но вот то, что гала 30 мая пропустить нельзя - это совершенно очевидно. В нем как раз видны и тенденции развития искусства танца, и растущая техника в исполнении классических и нео-классических вещей. Оставаясь верными каждый своему стилю, Демис Вольпи, Сиди Ларби Шеркауи, Эдвард Клуг представят свои совсем свежие сочинения – они входят в число тех европейских хореографов XXI века, которые покажут пути развития нашего искусства. А Алексей Ратманский представит Дуэт из «Семи Сонат» Скарлатти –балет, поставленный им для Американского театра балета. Интресно, что все номинированные хореографы, кроме юной кореянки Хьо-Хьюн Кан, принадлежат к поколению сорокалетних.

А вот номинированные танцовщики продемонстрируют технику и в Па де де «Дианы и Актеона» и в Па де де Чайковского в хореографии Джорджа Баланчина, и в вариациях Абдерахмана из «Раймонды» в хореографии Рудольфа Нуриева. Нина Капцова и Денис Родькин, как и полагается русским, будут рассказывать про страсть – Дуэт из «Дамы с камелиями» Джона Ноймайера.

ELLE Если несколькими словами попытаться охарактеризовать особенности различных балетных школ, то в чем главное отличие русского балета от, допустим, английского?

Н. К. Это, наверное, самый неудачный пример для противопоставления школ. Английской школы вообше не существовало до первой половины ХХ века. С моей точки зрения, англичане по стилю исполнения, по пластике, по манере актерской игры в балете, наиболее близки к русскому стилю. Тут, конечно, при отсутствии традиций национальной школы, сказалось влияние и Анны Павловой, и Тамары Карсавиной и других представителей русского балета, которые оказались в Лондоне в тот период.


Я бы скорее сравнивала русскую и французскую школу. Как говорил замечательный французский импрессарио, Альбер Сарфати, русские танцуют верхом – руками и корпусом, а французы – ногами. Такой детальной работы ног, стоп, как у французов, нет, наверное, ни в одной другой школе. При этом руки и корпус часто суховаты. А уж как «поют» телом русские, так, в самом деле, никто не «поет»!

Балетный «Оскар»: юбилей фестиваля Benois de la Dance

ELLE В чем, на ваш взгляд, причина столь повышенного интереса российской современной публики к балету? Ведь наблюдается настоящий балетный бум.

Н. К. В том, вероятно, что любители танцевального искусства могут сейчас выбирать себе спектакли на любой вкус. От классики до авангарда – по принципу, который записан в статусе Бенуа де ла Данс. И как мы уже говорили, техника исполнения все время растет, что тоже привлекает любителей спортивности в балете.

ELLE В чем вы видите миссию фестиваля Benois de la Dance ?

Н. К. У фестиваля всегда было три цели. Во-первых, показывать то лучшее, что было создано за минувший год в хореографии и исполнительстве: поощрять новую музыку, написанную специально для балета, что случается нечасто, награждать талантливых художников, оформляющих балетные спектакли, вручать награду «За Жизнь в искусстве» тем, кто оставил в нашем искусстве свой яркий след.

Во-вторых, Benois de la Dance стремится соединять на одной сцене разные школы, стили и направления, способствовать развитию творческих контактов, инициировать совместные проекты. Так, например, в дуэте «Ожившая скульптура», который увидят зрители 30 мая, соединилось творчество российского композитора Ильяи Демуцкого, хореографа Юрия Посохова, работающего по всему миру и живущего в Сан-Франциско, и танцовщиков из Сан-Франциско и Чикаго.

А третья цель устроителей фестиваля – благотворительная. Средства от продажи билетов частично идут на персональную помощь ветеранам 7 московских театров и ансамблей и Академии хореографии .

ELLE Какой совет вы бы дали начинающим балеринам? Что необходимо, чтобы добиться успеха на балетной сцене?

Н. К. Benois de la Dance – награда за лучшую роль за прошедший год. Для того, чтобы стать настоящим артистом и завоевать эту высокую награду, надо обладать не только незаурядной техникой, но и культурой и, желательно, духовностью, которую может дать культура.

Поэтому начинающим балеринам я советую с самого начала понимать, что балет это – каждодневный труд, жреческое служение своей профессии, дисциплина и воля. И не забывать, что литература и другие виды искусства, формируют личность, обогащают талант.