Работа над собственными реакциями за рулем позволяет воспринимать ежедневные дорожные квесты гораздо более адекватно. И самое главное, с пользой для себя. Так считает психолог, коуч ACC ICF (сертифицированный коуч Международной федерации коучинга) Антон Земляной и предлагает проработать методы взаимодействия с другими водителями через взаимодействие в первую очередь с собой, разобрав подробно самых разных участников дорожного движения и реакции на них. 

Фото №1 - Психология автомобильного взаимодействия
Антон Земляной

Психолог, ACC ICF (сертифицированный коуч Международной федерации коучинга)

www.instagram.com/antonjanchik/?utm_medium=copy_link

Наши эмоциональные реакции за рулем могут стать богатой почвой для исследования себя и понимания, по каким причинам мы находимся в излишнем напряжении. К тому же в каждой ситуации нам доступны как минимум несколько вариантов реакций, которые можно расположить по шкале от чрезмерной агрессии («бей») до чрезмерной пассивности («беги»). Что бы ни случилось, если у вас не получается понаблюдать за собой со стороны и тем самым немного «вышагнуть» из захватывающей эмоции, сделайте несколько вдохов и выдохов. Тактильные ощущения возвращают из мира эмоций в реальность. Это поможет вам «заземлиться» и выйти в более нейтральную позицию, оттуда удобнее наблюдать за собой со стороны и все-таки проанализировать свои эмоции.

Водитель во время дедлайна 

Наверняка за пределами салона своего автомобиля этот водитель — милейший человек. Но вам не повезло встретить его в определенно непростой период его жизни — дедлайн по работе! Как еще объяснить привычку перестраиваться без поворотников и сигналить по любому поводу? Ах да, этот водитель даже не догадывается, что своим поведением создает аварийную ситуацию. Смотрите, он вас подрезал!

 Первая реакция: стресс и паника

Зачастую встреча с таким водителем вдребезги разбивает неплохо начинавшийся день. А иногда еще и запускает цепочку эмоциональных реакций, в худшем случае ведущих к неуверенности в своей способности управлять автомобилем.

Фото №2 - Психология автомобильного взаимодействия

Правильная реакция на происходящее: мнение психолога

Для начала спросите себя, на что именно вы реагируете? На опасную ситуацию? На то, что водитель ведет себя не так, как все? Или на то, что вы соблюдаете правила, а ему прощается иное? У вас, скорее всего, будет свой вариант ответа. А затем задумайтесь: почему водитель ведет себя тем или иным образом? Мы можем только предполагать, что у человека дедлайн, но мы не знаем наверняка. Вдруг у него затопило квартиру, произошло ЧП с близкими, он опаздывает на выступление дочки в школе. Подумайте об этом. Изменилось бы ваше желание осудить его за спешку? 

Если же ваша реакция связана с уязвленным самолюбием («меня не уважают»), задайтесь вопросом: почему вы решили, что поведение водителя связано именно с вами, а не с какими-либо личными причинами? Отсюда вырисовывается следующий вопрос: чье желание или обязанность приехать вовремя важнее? Если бы он вам объяснил и попросил уступить, вы бы уступили? Если бы он был симпатичен вам и попросил вежливо? А если несимпатичен и груб? Или, вне зависимости от происходящего, именно сегодня вы бы сказали: «Извините, сегодня не могу, сама очень тороплюсь, вставайте после меня»? Расширение психического пространства для разнообразия интерпретаций события создает возможность более осознанного и в связи с этим более качественного выбора ваших действий.

Восстанавливаем психологический комфорт в дороге

В салоне кроссовера Haval Jolion нервная манера вождения других автолюбителей уже не ваша проблема. В динамиках качественной аудиосистемы звучит любимый трек, двухзонный климат-контроль создает максимально комфортную атмосферу с индивидуальными настройками для разных частей салона. Но не теряйте контроля над дорогой! 

Водитель, который никуда не спешит

Вполне может быть, что это занятой водитель, пытающийся успеть все и сразу, или он просто никуда не спешит. В любом случае ваши потребности вне его системы интересов. И это нормально, но только не на светофоре. Вот-вот загорится зеленый, а водитель и не думает трогаться с места. Проверяет все рабочие чаты, ответственно участвует в созвоне или гадает по форме облаков — чем именно он занят, вам знать не дано. Видимо, пора «разбудить» человека, которому очевидно не до вас, гудком… 

Первая реакция: злость

Кажется, в такие минуты мозг переключается на режим энергосбережения. Мы иррационально вдавливаем кнопку клаксона, распугивая пешеходов и сонных голубей. Появляется желание подойти к водителю и объяснить ему, почему он не прав.

Фото №3 - Психология автомобильного взаимодействия

Правильная реакция на происходящее: мнение психолога

Спросите себя: «Что происходит в моей жизни, раз я не могу себе позволить провести несколько секунд на светофоре? Как я оказалась в таком темпе, с такими натянутыми как струны нервами, что любое вмешательство в мой „идеальный план“ тронуться с места секунда в секунду приводит к желанию атаковать». Ведь желание перейти к действию «бей» (из серии «бей или беги») проистекает из субъективной оценки ситуации как опасной. Но 2, 5 и даже 7 (да, даже 7!) секунд на светофоре не представляют реальной опасности. А струнки-то натянуты… Используйте это происшествие как барометр своей «эмоциональной натянутости». Если вы готовы реагировать так на светофоре, то представьте, какой взрыв произойдет на важной для вас встрече. Вы уже приехали, и та самая встреча вот-вот начнется? Тогда сбросьте напряжение и просто покажите себе язык в зеркале.

Восстанавливаем психологический комфорт в дороге

А пока наш неторопливый водитель заканчивает общение в мессенджерах, вы можете точнее отрегулировать водительское кресло (электропривод в HAVAL Jolion с шестью направлениями регулировки позволяет найти наиболее удобную позицию для сидения). Или оглядеть свой ухоженный салон и прийти к выводу, что в комфорте ожидание воспринимается совершенно иначе — не как нервирующая и досадная задержка, а как время для себя, которого нам так часто не хватает.

Водитель, настроенный на свою волну

Этот тип водителей, затерявшихся в большом городе, можно встретить где угодно. На узких улицах с односторонним движением он может внезапно затормозить, задумавшись о чем-то личном, не заметить новый знак, который словно вырос на ровном месте, припарковаться в зоне запрета на парковку. Зная за собой такую черту, настроенный на свою волну водитель старается не спешить. Там, где разрешены 110 км/ч, он будет выдавать 50, собирая за собой целый ряд спешащих на работу людей. 

Первая реакция: раздражение

По затылку растекается головная боль, а за неимением иных альтернатив хочется крепче обхватить руль. Еще острее ощущается желание обогнать рассеянного водителя и взглянуть ему в глаза со всей высоты своей снисходительности.

Фото №4 - Психология автомобильного взаимодействия

Правильная реакция на происходящее: мнение психолога

Мне каждый раз любопытно: для чего мы пытаемся заглянуть в лицо «не такого» водителя? Чтобы показать ему лицо «правильного», то есть наше? Для того чтобы он запомнил, как должен выглядеть правильный? Или чтобы построить некий общий портрет всех «не таких»?

Самая здоровая реакция — обогнать в разрешенной зоне, не придавая этому слишком много смыслов, не пытаться наказывать или проучить другого. Попробуйте просто сделать то, что нужно вам, не создавая при этом опасных ситуаций. И еще один вызов — не пытаться посмотреть другому в глаза. Понимаю, что это сложно, так как соблазн «взглянуть в глаза этому типу» велик. Это ничего не даст вам, кроме ложного внутреннего удовлетворения от того, что «вы ему показали». На самом деле вы не показываете и не доказываете. Вы просто отыгрываете ситуацию из личной или рабочей жизни с невинным водителем. Скорее всего, он напомнил вам кого-то или себя же в проявлении, которое вам сложно принять. Лучше вспомнить и проработать ту изначальную ситуацию, которую вы пытаетесь отыграть на дороге.

Восстанавливаем психологический комфорт в дороге

Вспомните о философии slow living: иногда полезно замедлиться, ощутить себя в моменте и просто отпустить раздражающую ситуацию. Включите функцию адаптивного круиз-контроля в HAVAL Jolion, позволяющую двигаться в ритме потока: датчики автомобиля постоянно мониторят пространство, помогают электронным системам автомобиля поддерживать скорость и реагировать на изменения вокруг. Почувствуйте неспешное течение времени. Вы в комфортном месте, играет ваша любимая музыка, и даже мотор звучит умиротворяюще. Разве редкие моменты спокойствия не стоят одного опоздания?

Мастер парковки

Возможно, в детстве этот водитель мечтал стать летчиком, поэтому ставит машину аккурат между двумя парковочными местами. Или он просто мечтает с вами познакомиться — ну а как иначе объяснить довольно тесное соседство?  Ах да, еще такой водитель за проявление вами дедукции: вам же нужно как-то узнать его номер телефона, а специального стикера на стекле не видно…

Первая реакция: ослепляющая ярость

Невыносимое чувство, способное испортить весь день. Если прислушаться, можно услышать, как организм начинает вырабатывать излишний кортизол, печально известный гормон стресса. Вы начинаете понимать, почему иногда водители в схожих ситуациях переходят на личности.

Фото №5 - Психология автомобильного взаимодействия

Правильная реакция на происходящее: мнение психолога

Возвращаюсь вновь к самому важному: если ваша первая реакция — ослепляющая ярость, это показатель того, что у вас присутствует напряжение в какой-то важной для вас сфере. И вновь тут больше про вас, чем про другого водителя. Адекватная реакция — спокойное действие на устранение опасности и продолжение движения к своей цели. Если вас не триггерят другие ситуации, а выводит из себя именно эта, возможно, в личной жизни или на работе у вас не получается отстаивать свои границы. Вы это чувствуете и испытываете раздражение. Агрессивная реакция на водителя будет для вас разрядкой, но вы потеряете возможность направить свое негодование по адресу, так как вам будет казаться, что вы победили в этом вопросе. Победили, но не в ситуации, где это для вас важно, а энергия уже потрачена на другое. С тем же успехом можно победить, например, сильного персонажа в компьютерной игре, когда в реальности не получается отстоять свои позиции в напряженном диалоге с начальником. Разрядка через игру есть, но проблема на работе не решена.

Восстанавливаем психологический комфорт в дороге

Сейчас вам как никогда нужна функция автопарковки. Интеллектуальная система автоматической парковки Haval Jolion найдет место для стоянки, рассчитает траекторию движения и поможет припарковаться. Если же вам не повезло и автомобиль уже оказался зажат мастером парковки, используйте камеры кругового обзора. Изображение с камер в высоком качестве выводится на 12,3-дюймовый сенсорный дисплей мультимедийной системы. Четко видя расстановку объектов вокруг себя и их движение, вы с легкостью и без приключений покинете паркинг.

Увлеченный водитель

Для этого водителя характерно меломанство, и этим все сказано. Музыкальный вкус — весьма субъективное явление. О вкусах в принципе не спорят. До тех пор, пока прошлогодний хит всех радиостанций страны не вырывается за пределы салона отдельно взятого автомобиля. 

Первая реакция: тоска

Чувство несправедливости действительно имеет неприятный горьковато-полынный привкус тоски. Почему этому водителю можно нарушить ваши личные границы, а вы ничего не можете сказать? Хм, или включить самую лирическую из всех песен мира?

Фото №6 - Психология автомобильного взаимодействия

Правильная реакция на происходящее: мнение психолога

К этому моменту вы уже достаточно прочитали о возможных реакциях. Хватит рассуждать. Проработаем это не через мысли, а через действие. У меня для вас вызов: временно отодвиньте в сторону свою тоску (сможете вернуться к ней позже, если она будет к вам стучаться) и начните… подпевать! Разделите радость с другим водителем. Особенно если вы ненавидите этот трек или не знаете его. Ладно, для самых застенчивых — пойте про себя. Если через минуту такого совместного пения чувство единства не привнесет что-то светлое, радостное или просто позитивное в вашу жизнь, напишите мне об этом, и с меня сессия. Разделять эмоции с другими — то волшебное, что может на химическом уровне решить многие наши проблемы, особенно если та самая тоска связана с чувством одиночества. Если это не тоска, а ощущение, что по ту сторону окна находится «редиска», то станьте на минуту такой же «редиской» и получите от этого радость.

Восстанавливаем психологический комфорт в дороге

Посмотрите на панель, расположенную на водительской дверце. Несколько прикосновений — и электростеклоподъемники с доводчиками на всех дверях автомобиля HAVAL Jolion отделят вас от всего происходящего за пределами салона. Включите свой плейлист. Если временами жизнь кажется захватывающим и красочным музыкальным клипом, достойным премии «Грэмми», то главной героиней этого клипа будете вы.

Водитель-праздник

Никто не знает достоверно, что движет водителями, не переключающими дальний свет фар на ближний в темное время суток. И все-таки поймать взглядом поток слепящего света, когда вы управляете автомобилем и должны быть сосредоточены, неприятно.

Первая реакция: растерянность

Первая встреча, конечно, выбивает вас из колеи. Там, где опытные водители продолжают движение, начинающие с большей вероятностью свернут на обочину, ощущая свое безграничное одиночество в самом сердце ночи. 

Фото №7 - Психология автомобильного взаимодействия

Правильная реакция на происходящее: мнение психолога

В ПДД на самом деле описана единственная правильная реакция при случае ослепления дальним светом: включить аварийку и замедлиться. Если же мелькнувший свет фар не мешает вам двигаться вперед, то ради возвращения в эмоциональную колею спросите себя: «Как бы я хотела, чтобы другие относились к моим ошибкам, если эти ошибки искренние?» Если ваш ответ: «Так же строго, как и я отношусь к ошибкам других», то я бы работал с вами над снижением активности строгого внутреннего критика, так как скорее всего он распространяет страх на ваших подчиненных, близких и детей, а самое неприятное — на вас самих внутри себя. В психоанализе это называется жестким суперэго. Нам важно прийти к ответственности за свои действия, но не к придирке к каждой ошибке, иначе мы расплачиваемся ценой отказа от обучения новому (ведь учиться новому часто приходится через ошибки).

Восстанавливаем психологический комфорт в дороге

Ночью и зимой функция автоматического затемнения в HAVAL Jolion зеркала заднего вида станет незаменимой и защитит глаза от слепящего света фар следующего позади автомобиля. Дальний свет на встречной полосе пока нерешаемая проблема. Однако если вы ощущаете необходимость встать в разрешенном месте, сделайте это. Выберите в мультимедийной системе ночное радиошоу с говорливыми ведущими и проверьте входящие сообщения в смартфоне. Согласитесь, приятно всегда оставаться на связи с близкими людьми благодаря беспроводному зарядному устройству автомобиля. Видите? Вы не одиноки, и дома вас ждут.

Мировая статистика демонстрирует: количество дорожных происшествий планомерно снижается, несмотря на то, что автолюбителей с каждым годом становится все больше. Почему люди в последние годы менее конфликтны на дорогах? Мнения экспертов разделились: кто-то полагает, что дело в совершенствовании дорожной инфраструктуры и более скрупулезном изучении водителями ПДД, но другие считают, что все из-за того, что за руль село новое поколение водителей — самое толерантное и осознанное за всю историю человечества. 

Фото №8 - Психология автомобильного взаимодействия

Процесс идет параллельно с развитием автомобильных технологий и появлением на авторынке демократичных и вместе с тем высокотехнологичных моделей. Психологи связывают эти явления. Чем удобнее человеку за рулем, тем лояльнее он относится к другим водителям.