За месяц игровое приложение Pokemon Go, ставшее самой популярной мобильной игрой в истории США, вышло на вершину чарта в App Store и вот-вот достигнет этого показателя в Google Plaу. В считанные дни ловля карманных монстров стала своеобразным культурным феноменом. И теперь дискуссии вокруг нее уже переросли самих покемонов. Среди психологов игра получила негативные оценки, однако любое явление имеет несколько аспектов, убеждена бизнес-коуч и психолог Наталия Долина.


Ажиотаж вокруг Покемонов: мнение психолога

Наталия Долина, к.э.н, гендиректор Европейского Центра Бизнес Коучинга, телеведущая

Сразу оговорюсь — не стоит давать резких и категоричных оценок этой игре, поскольку все относительно. Покемономания, охватившая мир в последний месяц, требует изучения. Давайте разберемся.

Pokemon Go использует технологию дополненной реальности. В первую очередь, это искаженная действительность. В ней внимание игрока направлено на виртуальный объект, которого нет на самом деле. Смещается фокус восприятия мира: реальность рискует стать второстепенной, ее предназначением становится «обслуживать» игру. Насущные проблемы, события и цели начинают терять свою значимость. Создается новое окружение, возникает чувство общности с другими участниками игры, старые связи теряют свою ценность. Это очень утрированная картина, но развитие событий вполне может пойти по такому сценарию.

Эта игра привлекает и затягивает. Она дает мотивацию для постоянного движения. Хочешь быть лучшим — активней двигайся! Игрок открывает новые неизведанные места и маршруты, разрывая привычный и однообразный ход событий. Ради своей цели он готов постоянно выходить из зоны комфорта, рисковать и делать шаг в неизвестность. Он исследует территорию, порой знакомится с новыми людьми. С одной стороны, это хорошо, но при чрезмерном погружении в игру есть риск потери связи с реальностью, утраты ощущения времени и даже притупления чувства самосохранения. Также я бы добавила, что если существует покемономания, то точно будет и покемонофобия.

Ажиотаж вокруг Покемонов: мнение психолога

В любую хорошо продуманную игру сложно не втянуться и не попасть в зависимость. Ведь для этого их и создают — вовлечь максимальное количество людей на максимальное количество времени. На мой взгляд, основной риск здесь в том, что как в случае с любой зависимостью, человек теряет свободу: уже игра управляет им, а не он игрой. Сначала он получает иллюзию превосходства — через экран телефона он видит то, чего не видят другие, и становится в собственных глазах особенным. Если он встречает других таких же – это уже возможность создать сообщество особенных, а если собрать больше всех покемонов, значит стать лучшим среди этих избранных. Разве можно отказаться от такого соблазна? Для этого, по большому счету, ничего особенного не надо делать. Надо просто все время быть в игре и совершенствовать мастерство. В реальной жизни тоже надо быть постоянно включенным и совершенствоваться — но ставки, конкуренция и риски выше, а усилий и труда потребуется больше. Если у человека слово «ответственность» ассоциируется с понятием «возможность влиять на реальность», тогда он будет активен и результативен в реальной жизни. Если ответственность ассоциируется с виной, то такой человек ее явно будет избегать. Игра — хороший способ для этого. Она дает увлекательный процесс и результаты. Это тоже своего рода успех, правда, виртуальный — успех хоть в чем-то.

И у меня возникает закономерный вопрос: почему люди предпочитают дополнять свою жизнь не реальными достижениями, а виртуальными? Может быть, им реальность кажется скучной, сложной, однообразной? А может быть, это нежелание взрослеть? Есть такая особенная категория взрослых «кидалты» (от англ. kid — ребенок и adult — взрослый — Прим. ELLE), и число таких людей растет. Это уже массовое явление, которое, кстати, тоже пришло из Японии. Они могут быть вполне успешными и ответственными на работе, однако упорно не хотят становиться занудными и замороченными взрослыми, оставляя себе атрибуты детской жизни — в одежде, необычных увлечениях, музыке и т.д. Возможно, это массовая провокация: зачем выбирать «Надо», если можно выбрать «Хочу»? Ведь мы, взрослые, все время должны и нам все время что-то надо…

Ажиотаж вокруг Покемонов: мнение психолога

Невиданный ажиотаж вокруг этой игры поднимает вопрос: если такому количеству людей необходимо «дополнить» свою реальность, значит, в ней чего-то важного не хватает? Быть может, просто игры? Мы стали слишком серьезными. В бесконечном жизненном забеге, нацеленном на результат — карьеру, семью, дом и т.д. — мы не оставили места игре, азарту и легкости — всему тому, что делает увлекательной нашу жизнь.

Можно посмотреть на этот вопрос философски: возможно, маниакальное желание собрать коллекцию из 147 миловидных монстров отражает реалии нашей эпохи потребления? Мы уже давно не ценим какие-то простые вещи, которые дает нам Жизнь. У нас давно есть своя «дополненная реальность» под названием Деньги. Каждый охотится за своей коллекцией вещей, должностей и статусов. Мы стремимся попасть в общество, где разделяют наши ценности, хотим в нем выделиться и стать лучшими. Условно говоря, чем в глобальном смысле люди в одинаковых костюмах, которые целыми днями сидят в офисах на нью-йоркской Уолл-стрит, отличаются о тех, кто гоняется в Центральном парке за покемонами? Ничем — и у тех, и у других в основе поведения лежит одно и то же. Каждое поколение приходит не только, чтобы научиться чему-то у нас — оно приходит, чтобы научить нас самих. История с покемонами и их поклонниками, доводящая нашу вечную погоню за счастьем до абсурда, очень хорошо показывает нам то, чего мы не хотим замечать.