Законы привлекательности: как мы выбираем, в кого влюбиться

Что играет решающую роль во взаимном притяжении — алгоритм, чутье или милые странности

Мой знакомый сомелье обожает шутки. Одна из его любимых о том, что на самом деле существуют только два сорта вина. Угадайте какие? Красное и белое? А вот и нет. Сухое и сладкое? Неправильно. Хорошее и плохое? Теплее, но тоже нет. Верный ответ: те, что вам нравятся, и те, что не нравятся.

Законы привлекательности: как мы сегодня выбираем партнеров (фото 1)

С одной стороны, это самый простой и логичный организующий принцип. Зачем нам эти медали и изысканные букеты — нам нравится вкус, и это единственный аспект, который имеет значение. И это верно не только для вина, но и для всего остального.

В то же время наш выбор часто бывает обусловлен потребностью к ориентирам. Нам нравится доверять шаблонам, нравятся вещи и явления понятной общей ценности. Недавнее исследование, опубликованное в американском журнале Science Advances, подтверждает, что вездесущие стандарты прокрались во все области нашей жизни, включая романтические отношения.

Основной вывод ученых заключается в том, что почти три четверти пользователей приложений для знакомств вроде Tinder, Match, OkCupid и других предпочитают вступать в общение с теми, кто на 25 % желаннее их самих.

Именно так — четко и ясно: 25 и ни процентом меньше. Не правда ли, удивительно, что сегодня существуют инструменты вычисления таких неопределяемых вещей, как желанность. Но что еще удивительнее, мы готовы доверять подобной информации.

Законы привлекательности: как мы сегодня выбираем партнеров (фото 3)

Как же ученые вычислили этот захватывающий показатель? Оказывается, профессора кафедр социологии и психологии Мичиганского университета проанализировали сотни тысяч сообщений, которыми обменивались на сервисах знакомств более чем 186 000 мужчин и женщин, применяя алгоритм PageRank, систему, используемую поисковой машиной Google для оценки качества и информационной ценности веб-сайтов.

Ведущий автор исследования, доктор социологии Элизабет Брач, словно в утешение добавляет: «Речь не о разной степени привлекательности и сексуальности, а о единой иерархии желанности, которая складывается из многих показателей, таких как возраст, образованность и даже место проживания. И за попытками завязать знакомства с кем-то другого уровня популярности не всегда следует провал. Напротив, те, кто рискует „сбежать из своей лиги“, имеют шансы добиться успеха». Что ж, звучит заманчиво. Интересно, сколько в процентном отношении?

Если степень нашей желанности можно измерить по принципам PageRank, попытки очаровать кого-то покруче себя могут расцениваться как смелый маркетинговый ход.

Самопродвижение в интернете — полезная наука, а набор базовых знаний не повредит не только для раскрутки собственного аккаунта в инстаграме, но и для правильного заполнения анкеты в Тиндере.

Хелен Фишер, антрополог из Института имени Кинси и по совместительству научный консультант сервиса знакомств Match.com, советует следующее: «Очень сложно оценить героя будущего свидания с экрана смартфона, тем не менее, все мы визуалы, привыкшие судить по картинкам, поэтому выбор фотографий играет ведущую роль — не поленитесь загрузить минимум шесть из тех, что считаете удачными. И самое важное: если то, что уже имеется на вашем аккаунте, не работает, измените стратегию — напишите небольшой и яркий текст о себе, добавьте предпочтения, обновите фото».

Законы привлекательности: как мы сегодня выбираем партнеров (фото 7)

В заочной оценке взаимного притяжения многие моменты субъективны — чтобы понять, возможно ли продолжение истории, нужна встреча лицом к лицу.

Помня о своем друге-сомелье, могу сказать, что все особенности, делающие человека привлекательным, можно разделить на две категории: общепринятые (приятная внешность, интеллект, чувство юмора) и уникальные (допустим, вас не на шутку заводят едкий сарказм, карие глаза и глубокие познания в истории династии Цин).

Эти две категории не всегда совпадают. Иногда персональные предпочтения в корне противоречат чертам, высоко ценимым по общим стандартам — ну что поделать, если вы действительно любите большие носы, даже если они не считаются стереотипно красивыми. Или вдруг вы находите что-то возбуждающе трагичное в мужчинах, которые не могут и месяца продержаться на работе, хотя профессиональные достижения и финансовая стабильность — синоним каменной стены, замуж за которую стремятся все ваши подруги.

Совместимость — это очень сложная алхимия. Из нескольких базиллионов факторов, влияющих на то, проскочит ли искра, большинство сработают только при личном взаимодействии. Поиск партнера, как правило, определяется хаосом: сделав первый шаг, онлайн или в реальности, вы передаете свое романтическое будущее в руки незнакомца со всеми непредсказуемыми причудами, на которые способны незнакомцы.

Законы привлекательности: как мы сегодня выбираем партнеров (фото 11)

Таким образом, идея измерить «желанность» раскрывает не только ограниченность выводов, унизительную иерархию и бездушную абстракцию цифрового пространства, но также имеет полезный бонусный подтекст: хаос укротим, ознакомьтесь, вот свод основных принципов. Куда проще продолжать игру в мире онлайн-знакомств, зная, как там все устроено и имея полную свободу выйти из нее, когда надоест следовать правилам.

«Стоит помнить, что задача приложений для знакомств — создание первого представления о человеке, которое на деле может оказаться ошибочным, — добавляет антрополог Хелен Фишер. — Вы можете встретить мужчину мечты, отмеченного тысячей лайков, но такие черты, как юмор или искренность, трудно измерить в Интернете. Чтобы распознать, насколько конкретный человек хорош именно для вас, не обойтись без свидания, а единственный реальный алгоритм, которому можно полностью доверять, — ваш собственный мозг и все базовые чувства, включая интуицию».