Отношения

Любовь и секс, психология отношений в семье, секреты успешной карьеры и высокой самооценки - узнавайте больше о себе и своих близких.

В режиме огня: о самом мощном символе в культовых произведениях кино, литературы и современного искусства

Огонь — один из самых мощных и тиражируемых символов в искусстве. Значений у этого символа великое множество — от очевидных до мистических. Мы выбрали несколько примеров из кино, литературы и современного искусства

Роман Юкио Мисимы «Золотой храм» является одним из самых известных в японской литературе. В его основе лежит подлинная история о том, как в 1950 году юный буддийский послушник в приступе безумства сжег храм Кинкаку-дзи, архитектурную жемчужину Киото, древней столицы Японии. Этот жест был столь одиозен, что не мог не увлечь такого писателя-эстета, как Юкио Мисима.

В режиме огня: о самом мощном символе в культовых произведениях кино, литературы и современного искусства (фото 1)

Золотой храм в Киото

Роман написан от лица молодого японца Мидзогути. Он слышал с детства из рассказов отца о том, сколь прекрасен Золотой храм, и представлял его в своем воображении как идеал красоты и совершенства. «Стоило мне увидеть, как ослепительно вспыхивает на солнце гладь дальних заливных полей, и мне уже казалось, что это отсвет невидимого Золотого храма».

Огонь в романе повсюду: в облике храма, в сопоставлении небесного и земного солнца, в сердце Мидзогути, в разгорающемся желании встретиться со своей мечтой.

Когда юноша впервые увидел храм, тот не произвел на него большого впечатления, реальность оказалась бледнее вымысла. Но мечта вновь овладела им. Мидзогути был беден, заикался, терпел насмешки от сверстников, а храм казался прекрасным и вечным.

Во время войны, когда Японию бомбили, юноша мечтал о том, что пожар охватит Киото. Но город и храм остались целы, и Мидзогути решил, что должен сжечь его сам. Он обязан уничтожить красоту, ведь она принадлежит не предметному миру, а воображению. Юноша предает его огню. Во время поджога у него «вдруг возникла мысль покончить с собой в охваченной пожаром Вершине Прекрасного», но он не смог подняться на второй этаж и убежал.

Огонь для Мисимы — это и внешний мир, и внутренний, миф о красоте и деконструкция мифа. Главный герой романа не являлся поэтом, в отличие от его автора; уничтожению прекрасного сопутствует поэтическое садистское удовольствие — вероятно, что-то похожее испытывал Нерон, глядя на полыхающий Рим. Да и сама книга написана порывисто и даже порою небрежно, стиль не успевает за идеей, неистовость автора слишком очевидна, чтобы не оставить за собой обугленные фрагменты золотистой прозы.

В своем фильме «Забриски Пойнт» Микеланджело Антониони исследует Америку догорающей эпохи хиппи. Социокультурный взрыв уже произошел, режиссер вглядывается в новый мир и видит лишь удушающую калифорнийскую пустыню в виде навязчивой рекламы, медиа, истеблишмента. Вместо свободы — ее имитацию, симулякр.

В режиме огня: о самом мощном символе в культовых произведениях кино, литературы и современного искусства (фото 3)

Кадр из фильма «Забриски Пойнт»

Знаменитый финал фильма — серия взрывов, вызванных воображением главной героини. Резиденция ее босса, дома, одежда, еда, мебель — да вся респектабельная Америка в замедленной съемке разлетается на куски.

Можно сказать, что финал «Забриски Пойнт» — это взрыв после взрыва, движение хиппи не привело к подлинной революции, ханжеское общество капитала устояло, так пусть оно торжественно и красиво сгорит хотя бы в мечтах молодого поколения.

Но можно интерпретировать и так: никакого изначального взрыва не было. Финальные кадры — множащиеся и повторяющиеся образы, вырванные из масс-медийного мира. Современное общество попросту не готово к радикальным изменениям и взрывам, огонь существует лишь как утраченный символ ­перерождения.

Было бы странно, если бы авангардист и оккультист Кеннет Энгер не наполнил свою киномистерию «Восход Люцифера» огнем. Его фильм начинается с кадров, на которых закипает жерло вулкана. Из недр природы и бурлящего огня просыпается ото сна Люцифер, человечество должно перейти на новую эволюционную ступень. Символика фильма построена на основе Телемы, религиозно-философского учения Алистера Кроули.

«Восход Люцифера» для Энгера — это подростковый бунт, схватка язычества с пуританской моралью. Огонь в фильме — это философия, эзотерическая энергия, пламя древнего и одновременно нового учения, призванного изменить установившийся порядок на Земле. Под музыку Бобби Босолея (гитарист, преступник, член «Семьи Мэнсона») пробуждение Люцифера знаменуют пламенеющие титры Rising Lucifer.

В режиме огня: о самом мощном символе в культовых произведениях кино, литературы и современного искусства (фото 6)

Кадр из фильма «Восход Люцифера»

Как-то раз в Брюгге я отправился в музей Гвидо Гезелле, первого фламандского поэта, лингвиста, реформатора языка; поэзия на фламандском языке появилась благодаря ему. В саду при музее стоит сверкающий бронзовый человек с зажигалкой и сигаретой — скульптура Яна Фабра The Man Who Gives A Light. Музей находится на самой окраине города, атмосфера в котором напоминала о забвении; думаю, последним посетителем до меня и был Фабр, любящий устанавливать свои работы в самых неожиданных местах.

Огонь в данном случае несет простой и очевидный смысл — просвещение, знание, реформаторство (Гезелле для фламандцев кто-то вроде Тредиаковского для русской литературы). Но эффект от встречи со сверкающей бронзой Фабра возникает именно в силу внезапности — скульп­тура одного их самых известных художников современности стоит там, где никого не бывает, поддерживает огонь в этом безлюдном, но важном пространстве. Свет Гезелле разбудил Фабра, теперь Фабр освещает память о Гезелле.

В режиме огня: о самом мощном символе в культовых произведениях кино, литературы и современного искусства (фото 8)

Скульптура The Man Who Gives A Light

Elle

Хёрст Шкулёв Паблишинг

Москва, ул. Шаболовка, дом 31б, 6-й подъезд (вход с Конного переулка)

Оставайтесь в курсе новых событий в мире звезд, моды и красоты

Получать уведомления

X
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE Decoration
Извините, произошла ошибка!
Попробуйте еще раз
Добро пожаловать!
Регистрация прошла успешно.
Извините,
произошла ошибка!
Пробуйте еще раз