Юлия Фишер
Юлия Фишер

Психолог-педагог

Как известно многим родителям, развитие детской речи сейчас стало одним из самых непростых вопросов в воспитании детей. Дело в том, что периоды становления речи значительно растянулись и многие мамы сталкиваются с задержкой речевого развития, что в итоге вносит значительную долю тревоги и стресса в семью. ELLE пообщался с известным психологом и детским дошкольным педагогом Юлией Фишер, чьи уникальные пособия и рабочие тетради пользуются большим авторитетом.

Родителям на заметку: 6 советов по развитию детской речи от психолога Юлии Фишер

1. С чего вы рекомендуете начинать развитие детской речи и в каком возрасте?

 Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понимать, где «живёт» речь и как она «взрослеет». Речь — не локальная функция, она не «сидит» в одной области мозга, она затрагивает практически все его отделы. Теменная, лобная, височная и др. — участвуют в восприятии, распознавании, осмыслении и воспроизведении речи.

И подключение этих отделов происходит не одномоментно. О чём свидетельствуют этапы речевого развития ребёнка от 0 до 3х лет:

 1. Доречевой период (от 0 до года) — это фундамент дальнейшего становления речи! Так как идёт активное созревание речевых областей мозга. Поэтому этот период крайне важен для речевого развития ребёнка!

— крик, улыбка, хаотичные движения и «комплекс оживления» (от 0 до 3 мес);

          — гуление, плавно переходящее в лепет (от 3 до 6 мес);

          — понимание речи и слоги (от 6 до 10 мес);

          — первые короткие слова (от 10 мес до 12).

 2. Период становление активной речи (от 1 до 3 лет). Ребёнок начал ходить. Расширяются познания об окружающем мире. Много вопросов: «Что это такое?» Объединение 2-3 слов в предложения. В этот период появляются род, число, падеж и словотворчество.

 

3. Период, когда практически заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга. Завершается благоприятный период в речевом развитии ребёнка.

Из всего вышесказанного становится понятно, что родителям не нужно ждать какого-то определённого момента, чтобы начать развивать речь ребёнка, начинать нужно уже с внутриутробного периода, так как на 16 неделе малыш уже способен воспринимать звуки, а на 26 неделе начинает реагировать на них. Пойте песни, разговаривайте с малышом, слушайте приятную музыку.

После рождения обращайте внимание малыша на все речевые и неречевые звуки. Для нас, взрослых, гром, лай собаки, мотор автомобиля — это обыденное, а для малыша всё новое. Обучите его восприятие всему, что он видит и слышит. Смотрите, трогайте, пробуйте на вкус, слушайте, нюхайте.

Рассказывайте обо всем, что попадается на «глаза», не ждите, когда он спросит, что это, а начните намного раньше!

Обобщайте, классифицируйте всё вокруг. Это все кошки, это посуда, это одежда, это всё красного цвета, а это всё мягкое и пушистое.

На начальном этапе не используйте разные слова на один и тот же предмет или явление. Пусть кошка сначала будет только КОШКОЙ. Если завтра она станет «кисей», а послезавтра «мяу», то ребёнок будет путаться в понятиях и воспроизведение слова КОШКА отсрочится. «Изучая» кошку (или что-то иное), дайте ребёнку всю информацию о ней: пушистая, ласковая, с когтями, шипит, пахнет, с длинным хвостом и т.д. И так о каждом предмете или явлении.

 Чтобы ПАМЯТЬ при виде определенного объекта нашла в голове нужное слово и ответила на вопрос «ЧТО или КТО ЭТО?», в голове у ребёнка должен царить порядок, как в библиотеке. Всё по полочкам и ящичкам. Тогда речь не заставит себя ждать. Для этого и нужно классифицировать и обобщать увиденные предметы и явления. «Это всё животные. А это инструменты. Давай посмотрим, какие инструменты лежат у папы в ящике!».

Пойте, читайте, рассказывайте стихи. В общем, не молчите, когда общаетесь со своим малышом. И пусть ваша речь будет эмоционально окрашена и с улыбкой!

Помните, что речь — это такой же психический процесс, как память, внимание, мышление, восприятие. Одно без другого жизни не имеет. Всё нужно развивать гармонично. И не забывайте о мелкой и крупной моторике. Предлагайте малышу предметы для пинцетного и щипкового захвата, катайтесь на велосипедах, беговелах, самокатах, качелях, бегайте, много ходите и плавайте — и всё будет хорошо!

Если малыш перенес какие-либо внутриутробные инфекции, гипоксию в родах, постнатальные заболевания, травмы головы; если вы замечаете, что ребёнок вас не слышит, не откликается на свое имя, нет указательного жеста; присутствует сильное отставание от норм речевого развития или просто вас что-то беспокоит в поведении вашего ребёнка — НЕ ЖДИТЕ 3х ЛЕТ! Обращайтесь к специалистам! Невролог и логопед вам в помощь!

 

Родителям на заметку: 6 советов по развитию детской речи от психолога Юлии Фишер

2. Как влияет просмотр телевизора на развитие детской речи?

 Просмотр ребёнком TV до трех лет запрещен. Вреден не сам телевизор и не его излучение, вредно частое мелькание кадров, так называемая склейка. НС малыша ещё не готова к такому зрительному раздражителю. Такое мелькание сравнимо с эффектом моргания лампочки для человека, больного эпилепсией. У такого человека будет приступ. Ребёнок же становится эмоционально нестабильным: раздражителен, плаксив, требователен.

Лучше это занятие отложить на период после 3-летнего возраста и начать с 10-15 мин в день. И репертуар нужно подбирать с одной склейкой, примерно в минуту. К этим требованиям подходят наши советские мультфильмы («Ёжик в тумане», «Винни Пух» или «Сказки старого пианино»). Смотрите мультфильмы вместе. Обсуждайте просмотренное.

Для развития речи нужен не телевизор, а собеседник. Ребёнок должен видеть правильную артикуляционную позу, язык жестов, мимику, эмоции, телодвижения.

ТВ можно заменить на диафильмы. Очень полезное и нужное времяпрепровождение!

Родителям на заметку: 6 советов по развитию детской речи от психолога Юлии Фишер

3. Какие занятия стимулируют развитие речи?

 

1.    Нужна каждодневная тренировка пальцевого и кистевого праксиса, иными словами, развитие мелкой моторики рук. Для этого можно использовать специальные игрушки (открыть, закрыть, вставить, вложить, отклеить, приклеить и пр.), массаж и пальчиковую гимнастику.

2.    Для развития воображения и фантазии отлично подойдут творческие занятия в виде лепки, аппликации, рисования, конструирования.

3.    Для расширения, обогащения и пополнения словарного запаса — чтение книг и элементарные домашние театральные постановки по прочитанному.

4.    Для отработки звукопроизношения, развития силы голоса, темпа речи, речевого дыхания и чувства рифмы подойдут чистоговорки на любой звук. «Са-са-са — меня укусила оса».

5.    Ну, и различные упражнения для артикуляции, развивающие мышцы губ и языка. И не забываем о дыхательной гимнастике. Пусть ребёнок дует на легкие предметы, пьёт воду через трубочку, надувает щеки, вытаскивает и прячет язык.

Родителям на заметку: 6 советов по развитию детской речи от психолога Юлии Фишер

4. Какие сказки, пословицы, поговорки вы считаете самыми полезными для развитие детской речи?

 Считается, что русско-народный фольклор — это то, с чего нужно и можно начинать знакомить малыша с устным народным творчеством. А позже уже можно переходить на стихи с простым ритмом. Для этого подойдёт творчество Чуковского, Барто, Маршака или Даниила Хармса.

 

5. Почему сейчас наблюдается тенденция позднего развития разговорной речи у детей?

 Как мне кажется, мир сильно изменился, а вместе с ним изменилось и воспитание/развитие наших детей.

1.  Трудового воспитания почти нет. Дома помогать взрослым почти уже не нужно. Всё делает бытовая техника. В деревню к бабушке ездить не нужно.

2.  Матери, сидящие дома, много тревожатся и не хотят отпускать от себя детей, тем самым нарушают нормы сепарации, и дети растут инфантильными.

3.  Стало мало многодетных семей. Старшим нужно было помогать родителям в уходе за младшими. В таких семьях у детей быстрее развивалась ответственность и самостоятельность. А это огромный шаг к РР.

4.  Раньше дети больше проводили время на улице, коммуницируя со сверстниками. Приходилось больше фантазировать и творить ввиду отсутствия готовых игрушек.

5.  Сейчас детки много сидят дома, поздно идут в сад. Что однозначно влияет на общение и, как следствие, медленное прохождение этапов взросления.

6. Какие книги или тетради для упражнений вы рекомендуете детям в возрасте от 2 до 4 лет?

 Как я уже говорила выше, чтобы запустить речь, нужны:

— хорошо развитые психические процессы (память, внимание, мышление, воображение)

— и «порядок» в голове.

Для этого я создала серию развивающих многоразовых пособий «ПИШИ СТИРАЙ» для детей от года и до 7 лет. Занимаясь по ним, ребёнок в игровой форме получит абсолютно все нужные ему знания об окружающем мире, научится классифицировать, обобщать и вычленять. Во всех тетрадях ребенку нужно выполнить различные графические задания: обвести, зачеркнуть, соединить. Что ведет к быстрому развитию графомоторных навыков. С первого знакомства с моими тетрадями/блокнотами у ребёнка вырабатывается интерес к этой деятельности и, как следствие, усидчивость. А мы знаем, как сейчас много детей с дефицитом внимания.

 Писать/рисовать и стирать — это очень интересно и увлекательно. А главное, полезно, так как в процессе этого незаметно для ребенка он учится и получает знания.

 Все задания из этих тетрадей прошли проверку в наших развивающих центрах, и самые лучше попали к вам! Более 5 лет дети всего мира развиваются с нами! Присоединяйтесь! Ещё у нас есть игровые мобильные приложения по мотивам наших тетрадей с короткими развивающими уровнями.