Прошлый год, ставший едва ли не переломным для человечества, многое определил и для индустрии компьютерных игр. И дело даже не в том, что люди, оказавшиеся взаперти в своих квартирах, стали покупать куда больше игр и куда чаще в них играть. Показательным был скорее сам выбор: на самые верхние строчки рейтингов продаж взобралось удачно вышедшее в марте 2020 года продолжение японской франшизы Animal Crossing для приставки Nintendo Switch, по сути — симулятор обычной жизни. Разве что не в перенаселенном мегаполисе, а на райском острове в окружении своих новых соседей — дружелюбных, но деловых и самостоятельных антропоморфных зайчиков, котят и ежиков. На островах архипелага Animal Crossing: New Horizons за год поселилось более 30 миллионов человек, чтобы заниматься рыбалкой, собирательством, торговлей, растить свой сад, строить и украшать дом и, что было особенно важно в самые жесткие месяцы карантина, — ходить друг к другу в гости.

Фото №1 - Почти все дети сидят в телефонах. А может, это все-таки хорошо, а не плохо?
Фото
Getty Images

Игру хвалят со всех сторон. Социологи отмечают, что отсутствие в ней каких-либо конечных целей помогает встревоженным миллениалам отвлечься от суровых реалий коронавирусного кризиса: да, в игре есть ипотека, которую вам надо будет погашать, но деньги здесь практически растут на деревьях, так что волноваться за будущий день не приходится. Здесь вообще не происходит ничего плохого, так что Animal Crossing оказывается идеальной платформой для встреч реабилитационных групп, например регулярных собраний наркозависимых. Единственные возмутители спокойствия в истории Animal Crossing — политические и экоактивисты. Во время протестов в Гонконге демонстрации (впрочем, неизбежно мирные) проходили и внутри игры, кроме того, пикеты против одного из главных внутриигровых хобби, рыбалки, здесь регулярно проводят участники радикальной зоозащитной организации PETA. Справедливости ради, случайно оказаться в эпицентре таких протестов было практически невозможно: игровой мир Animal Crossing слишком велик и большинство игроков и персонажей — вольтерьянцы лишь в том смысле, что не забывают возделывать свой сад.

Всей франшизе Animal Crossing в этом году исполняется 20 лет — она всего на год младше конкурирующей вселенной The Sims, но до прошлого года значительно уступала ей в популярности. В первую очередь из-за того, что Nintendo далеко не самая популярная приставка в мире. И не в последнюю очередь из-за того, что The Sims куда точнее отражали главные надежды и чаяния первых полутора декад нового тысячелетия. Проще говоря, насквозь были пропитаны духом успешности, нормативности и консьюмеризма. В этой стероидной версии игры в дочки-матери жизнь ваших кукол была подчинена до боли знакомым целям — построй карьеру, заведи семью, добейся признания, вырасти детей, построй вторую карьеру, добейся признания в чем-нибудь еще, заработай миллион, миллиард, триллион, прежде чем состаришься и умрешь. Ну и конечно, чтобы дом — полная чаша. В общем-то при всех положенных шагах в отношении инклюзивности и разнообразия (последняя версия игры в России маркирована рейтингом «Только для взрослых») The Sims невротично симулировали невротичный окружающий мир. В Animal Crossing вместо карьеры — самозанятость и полная свобода, вместо отношений — дружба со всеми и гармония с самим собой, вместо финансовых KPI (даром что и деньги, и даже биржа в игре есть) — коллекционирование уникальных артефактов и самостоятельное производство всех необходимых вам вещей — от мебели до одежды. Последнее, как объясняла The New York Times специалистка по компьютерным играм доктор Романа Рамзан из университета Глазго, особенно полезно для детей, которые впервые знакомятся с таким взрослыми занятиями, как ремонт или строительство, и обнаруживают, что все это, пусть и виртуально, но им по плечу.

Обилие ремесленного труда и почти безграничные возможности кастомизации оказались востребованы не только детьми и вдумчивыми родителями, но и представителями так называемых креативных индустрий. Дизайнеры, фотографы, музыканты заводили себе жилье в Animal Crossing, чтобы, оставаясь на карантине в четырех стенах, не лишать себя свободы самовыражения или привычных атрибутов своей профессии. Захотели — построили себе репетиционную базу, как это сделала певица Хана, или провели выставку, как бруклинская художница Николь Шинн. Никаких ограничений, кроме собственной фантазии. Даже странно, что первое заметное фэшн-шоу на просторах Animal Crossing прошло только в конце мая и устроил его не большой международный бренд, а независимый творческий дуэт — фотограф и энтузиастка игры Кара Чанг и известный стилист, сотрудник издания 032с Марк Геринг. Впечатляющим показом — попурри из разных последних коллекций — эти двое будто навешивали мяч в сторону титанов фэшн-индустрии. Те, впрочем, предпочитают показам виртуальные «дропы»: прошлых коллекций, как Prada, или самых свежих, как Valentino. В конце концов, если с помощью инструментария Animal Crossing повторить твое платье сможет любой прилежный энтузиаст, то лучше самим удовлетворить спрос, не дожидаясь появления контрафакта. Да, на этой виртуальной одежде бренды не заработают ни цента, зато получат почти бесплатную рекламу, ведь Animal Crossing: New Horizons, если верить официальным представителям Twitter, — самая цитируемая компьютерная игра прошлого года.

Фото №2 - Почти все дети сидят в телефонах. А может, это все-таки хорошо, а не плохо?
Animal Crossing

В общем, можно сколько угодно ворчать о том, что наши дети проводят много времени за играми, переживать за социализацию или даже вспоминать, что мы-то сами такими не были. Однако у нас две новости, и как минимум одна из них — хорошая. Во-первых, то, что почти все дети играют в видеоигры, — статистический факт (например, в США это 9 детей из 10). Во-вторых, если верить исследованию доктора Эдмунда Лопрести из университета Питтсбурга, компьютерные игры, симулирующие социум, помогают выработке навыков общения и выстраиванию жизненных стратегий.

И наконец, давайте не забывать, что за последние 10 лет самой продаваемой игрой года семь раз становился шутер Call of Duty. И пусть Animal Crossing в рейтинге продаж оказалась прямо за кровожадной стрелялкой, это уже исторический результат для игры, которая учит жить, а не убивать. Можно даже сказать — обнадеживающий результат. 

Текст: Алексей Исаков.