Пандемия коронавируса повлияла на все сферы нашей жизни. Мир столкнулся с эпидемиологической катастрофой, которая привела весь мир к кризису, а глобальный локдаун навсегда изменил рынок труда. Как сохранить рабочее место и продолжить строить карьеру в условиях пандемии, рассказывает эксперт ELLE.

Мила Семешкина

СEO международной образовательной платформы Lectera.com, признанной лучшей платформой для непрерывного обучения в 2021 году

lectera.com/ru

По данным центра стратегических разработок, за первую нерабочую неделю более 30% компаний предложили сотрудникам взять отпуск без содержания, 25% урезали заработную плату, а 15% организаций начали массовые увольнения сотрудников.

Министр экономического развития Максим Решетников сообщил, что число безработных из-за пандемии в стране составило 680 тысяч человек, а 15 миллионов приостановили работу на время. На самом деле 680 тысяч безработных — это 4,5% из числа работающего населения.

Итак, разберемся, какие же действия помогут вам сохранить работу в условиях кризиса. Вот четыре полезных скилла.

1. Готовьтесь к кризису заранее

Как не потерять работу во время пандемии: 4 полезных навыка, которые помогут во время кризиса

Мы привыкли думать, что кризис всегда наступает неожиданно и к нему невозможно подготовиться. Однако любой финансист скажет, что цикличность экономики подразумевает кризисы каждые десять лет. Примеры из истории помогут проследить эту закономерность.

Итак, в 1987 году США настиг «Черный понедельник», когда произошел крупнейший обвал фондового рынка на Уолл-стрит. Далее азиатский кризис 1997-го, ипотечный кризис 2007 и финансовый кризис в России 2008. Кстати, пандемии тоже постоянно повторяются: холера и птичий грипп — тому доказательства. Однако если перед болезнями мы и правда бессильны, то с финансовым кризисом дела обстоят иначе.

Главное правило финансовой грамотности гласит: «откладывайте 20% с каждого дохода на черный день, чтобы обезопасить себя в момент, когда стабильность уйдет из-под ног». Такой принцип распределения дохода приводит к тому, что наш банковский счет готов к кризису лучше, чем мы.

Пандемия спровоцировала переоценку ценностей внутри компаний. Первыми из-за оптимизации пострадали сотрудники, которые стали балластом для бизнеса. Признаемся честно, в компании всегда есть такие люди: у одних снижена мотивация из-за зарплаты, другим не нравится их работа, третьи ленятся. А кризисная обстановка «подсветила» все эти три типа.

Затем пострадали сотрудники, чьи навыки не адаптированы под современные реалии. Например, если человек не владеет ПК на продвинутом уровне, перейти на удаленный формат работы без потери качества труднее. А терять качество работодатель не может. Конечно, важно и то, как бизнес подготовился к кризису, но об этом в другой раз.

Так как готовиться к кризисам заранее — это нормально, важно понимать и механику подготовки. Если сотрудник постоянно повышает уровень знаний о профессии и квалификации, заинтересован в развитии личности, то расставание с одним работодателем не станет для него трагедией. Не менее важно следить за появлением одних профессий и устареванием других.

В среднем процесс «отмирания» профессии занимает примерно десять лет, и не заметить это трудно. Хорошей проверкой на профпригодность станет периодическое прохождение тестовых заданий на популярных рекрутинговых сайтах. Так вы будете знать, какие работники востребованы на рынке труда.

2. Время гибких

Как не потерять работу во время пандемии: 4 полезных навыка, которые помогут во время кризиса

Требования к специалистам поменялись, причем изменения коснулись как среднего звена, так и топ-менеджеров. Теперь важны не столько талант или опыт, сколько эмоциональный интеллект, адаптивность, коммуникабельность и умение быстро решать проблемы. Эпидемиологическая ситуация делает наше будущее неопределенным, ни один вирусолог не даст точной оценки, когда пандемия пойдет на спад.

Из-за этого бизнесу приходится постоянно подстраиваться: меняются законы, требования безопасности, график работы. С одной стороны, это вызывает тревогу за то, будет ли проект и дальше приносить прибыль. С другой стороны, это подходящее время для экспериментов и быстрых результатов. Как говорится, кризис — это идеальное время для роста. Рассмотрим примеры, когда бизнес адаптировался под изменчивую реальность.

Например, команды кафе и ресторанов, которые не могут открыть веранду, стали продавать наборы для пикников, а коктейли доставляют в замороженном виде, чтобы клиенты устраивали вечеринки дома. Официанты на время взяли на себя роль доставщиков, а менеджеры принимают заказы по телефону.

Многочисленные школы, в том числе танцевальные и театральные, запустили онлайн-курсы и стали доступны для жителей всех регионов страны, отсюда и рост выручки.

Появился даже онлайн-туризм, когда пользователь сети видит музейные экспонаты в режиме реального времени.

Не ждите, что начальник приспособится к переменам и даст инструкцию к действию, берите инициативу на себя и предлагайте идеи. Или воспользуйтесь всемирной диджитализацией и попробуйте новое в пределах квартиры. Это касается и работы, и учебы. Есть много примеров, когда люди меняли жизнь и переходили на новую должность в условиях пандемии. Например, осваивали развивающуюся сферу IT или онлайн-образования.

3. Станьте полезным для компании

Как не потерять работу во время пандемии: 4 полезных навыка, которые помогут во время кризиса

Как бы мы ни относились к KPI, нагляднее всего о работе сотрудника говорят его результаты. Проявляйте инициативу, предлагайте идеи и постарайтесь самому себе ответить на вопрос, а как я могу помочь компании стать лучше. Также не стоит бояться заявить о своих успехах на работе. Например, сообщить на совещании, что отдел заключил выгодную сделку.

Проанализируйте работу конкурентов, найдите недостатки в текущей работе и предложите решение. Старайтесь не выходить за рамки вашей должности и не критикуйте высшее руководство. Зачастую этим грешат молодые и амбициозные сотрудники. По какой-то причине ваш руководитель занял свою позицию, поэтому не стоит учить топ-менеджера управлять большим брендом. Скорее всего, его решения зависят от факторов, которые вам недоступны в силу положения или опыта. При этом предлагать новаторские идеи в рамках своей компетенции — это хороший старт для того, чтобы заслужить доверие начальства и показать свою эффективность.

4. Не будьте токсичным человеком

Как не потерять работу во время пандемии: 4 полезных навыка, которые помогут во время кризиса

Никто не любит токсичных людей. Последние годы бизнес-консультанты стали больше говорить о soft-skills. Но если переводить англоязычные термины на русский язык, то звучать это будет так. Никакой компании не нужны токсичные люди в коллективе.

Руководители и команда hr стараются сделать офис или рабочее онлайн-пространство комфортным и безопасным местом для сотрудников. Поэтому иногда проще подтянуть профессиональные технические навыки человека (hard-skills) до нужного уровня, чем менять внутренний мир сотрудника.

Под «мягкими» навыками подразумевают коммуникативные навыки, навыки самоорганизации, креативность, умение работать с информацией и стрессоустойчивость. В стрессовой обстановке уязвимы все, поэтому руководителям важно доверять сотрудникам, отпуская их на удаленку. Так что умение договариваться и аргументировать позицию, быстро схватывать и владеть эмоциями станут большим плюсом для сотрудника.

Способность к самоорганизации вышла на первый план как раз во время удаленной работы. Выяснилось, что дома много раздражителей и соблазнов (например, мягкая кровать), которые мешают человеку работать.

Креативность тоже нужна не только представителям творческих профессий. Кризис подразумевает поиск новых решений, поэтому важно любить нестандартные задачи и подстраиваться под ситуацию, даже если вы юрист или стоматолог. К слову, и те и другие запустили онлайн-вещание во время полного локдауна.

Однако не стоит опускать руки, если вы знаете, что на обработку информации или поиск решения вы тратите больше времени, чем коллеги. У всех нас разные темпераменты и разные сильные стороны. Концентрируйтесь на своих супернавыках, а не на недостатках.

Задача хорошего руководителя — проанализировать достоинства и недостатки подчиненного, найти подходящую ему задачу, которая поможет сотруднику раскрыть потенциал. Но не стоит думать, что развитие внутри компании на сто процентов зависит от вас. Начальники тоже делают ошибки. И ваша задача в кризисный момент — подсказать боссу, в чем ваша сильная сторона и что вы умеете лучше всех.