Маша Янковская — о моде на искусство и ее последствиях

Авторская колонка московской художницы

Fast food, fast fashion, fast art! С появлением социальных сетей художник стал свободен, активен, публичен, и это стало очень модно. Молодые смотрят в инстаграмы передовых представителей арта и думают: «Вот он, успех!». А потом думают: «Пойду тоже стану художником». Из этого получаются мертворожденные инстаграм-бизнесы, продающие картинки уровня «кружок арт-терапии». Знаю об этом, потому что они все на меня подписаны и очень любят срисовывать.

Фото
Маша Янковская

Главная цель художника — демонстрировать свое искусство. И продавать, разумеется, поэтому ничего зазорного в том, что художник популяризует свое искусство через социальные сети, нет. Галереи всегда выполняли функцию некой экспертной площадки, которая выбирает качественное искусство из горы мусора, оценивает и продает. Но это лишь позиционирование. На самом деле интересы любого бизнеса — это прибыль. Поэтому галерея не будет делать то, что ей не выгодно. Поскольку в кассу галереи платит коллекционер, то в интересах галереи — не допустить прямой доступ коллекционера в мастерскую художника. То есть если художник станет знаменит в социальных сетях — это плохо для галереи? Или хорошо? Или как вообще? В этом прослеживается сильный когнитивный диссонанс. И этот когнитивный диссонанс возникает в первую очередь у художника. Но художник в XXI веке уже не хочет быть зависим и связан эксклюзивным контрактом на долгие годы, поэтому он заводит инстаграм, пробует сам, и… у него получается!

А что такое инстаграм? Увы, это тоже большая экспертная площадка. Но если «экспертность» галереи под меньшим сомнением (в зависимости от галереи), то к инстаграму доверие тотально подорвано из-за его размера и политики. Таким образом, очевидным становится тот факт, что коллекционер должен сам разбираться в искусстве и ориентироваться исключительно на свой вкус и образование.

Вернемся к «инстаграм-искусству». Из-за обилия предложений в инстаграме понижается планка, по которой представитель якобы входит в сообщество. Эта тенденция прослеживается не только в искусстве, но и в моде. Например, возникает множество брендов-однодневок, которые активно рекламируются блогерами. Ряд «экспертных» мнений поднимает уровень бренда до некой «визуальной успешности», хотя мнения эти не являются экспертными по своей сути. Похожим образом рождаются «художники», которые смогли создать «инстаграм художника». Этот инстаграм выглядит так, будто человек действительно художник и имеет какой-то успех. Он пишет глубокомысленные тексты о своих работах, снимает видео, в общем, ведет себя как художник. Хотя, по сути, как и бренды-однодневки, просто копирует других.

Это новая реальность, в которой теряются коллекционеры, галеристы и настоящие художники. Художники не знают, на что делать ставку и куда двигаться, коллекционеры не знают, как выбирать, а галеристы не понимают, как на этом всем заработать. И все еще завалено мусором.