Допустим, вы работаете с кем-то, чья деятельность далека от профессиональных высот, и вам (просто позарез) нужно убедить человека изменить подход к делу. Возможно, это ваш коллега или подчиненный, а критика относительно пустяковая или очень даже серьезная. В любом случае вы по натуре душа офиса, не обидите и мухи, и потому необходимость сделать кому-то замечание вызывает у вас нешуточное беспокойство. Но если вы последуете нижеследующим советам, критика уже не будет некомфортной для вас или неприятной для коллеги. Вот как надо действовать, чтобы конструктивный фидбэк привел к положительным результатам.
1. Замечания — это нормально
Истина, которую нужно усвоить в первую очередь. Естественный цикл любого рабочего процесса подразумевает регулярную коррекцию — по мере необходимости. Отчасти это связано с тем, что никто не умеет читать чужие мысли, и потому коллеги не всегда разделяют точку зрения на результат, к которому должен привести конкретный проект. А отчасти потому, что никто не совершенен — все способны на ошибки и неоптимальный подход к задачам. Критика — это не вердикт по поводу чьей-либо продуктивности или профессиональных способностей, а эффективный инструмент для улучшения работы.
2. Представьте себя на ее/его месте
Если вы никак не можете решиться сделать кому-то замечание, поставьте себя на место этого человека. Как лично вы отреагируете на критику? Обидитесь, если вас попросят исправить недочеты, или воспримете это как нормальную составляющую рабочего процесса? Вы же хотите знать, как оптимизировать работу, и не желаете, чтобы босс или коллеги избегали указаний на ошибки, вынуждая вас повторять их снова и снова? Предположим, тот человек, которому предназначен ваш отзыв, также оценит подсказки и использует их для профессионального роста.
Своевременная «доставка» конструктивной критики — важный навык в офисной среде, особенно для менеджеров. Хороший руководитель всегда поддерживает направляющий диалог с сотрудниками, поскольку имеет профессиональное и этическое обязательство курировать их деятельность, чтобы добиваться большего.
3. Выберите верное время
Даже если вы руководите людьми и проектами, это не означает, что вы немедленно должны выдавать фидбэк, замечая небрежность в работе. Если у сотрудника (-цы) тяжелый день или неделя, он/она явно в стрессе и сосредоточен (-а) на чем-то более приоритетном, подождите более благоприятного момента для восприятия критики. Тем не менее, ждать вечно тоже не вариант. Неподходящие недели могут перерасти в неподходящие месяцы, и замечания рискуют утратить актуальность.
4. Не «ПОДСЛАЩИВАЙТЕ пилюлю»
Книги по менеджменту постоянно советуют подавать критику в виде «закрытого бутерброда» — между комплиментами. Идея в том, что, выдавая похвалу в начале и в конце разговора, вы облегчите сотруднику принятие критики. Так вот, эта техника устарела, пора отправить ее в топку. Во-первых, коллеги раскусят тактику и похвала покажется неискренней. Более того, они будут ждать критики всякий раз, когда вы их хвалите. Во-вторых, в этом неискреннем «бутерброде» вы утопите суть сообщения, и она утратит очевидность для адресата.
5. Не нагнетайте
Не забывайте, что вместе с замечаниями собеседник считывает и ваше настроение. Если вы напряжены, говорите с неохотой и явно беспокоитесь об их реакции, коллеги будут воспринимать разговор как тяжелый и некомфортный. Переведите ситуацию в облегченную категорию — представьте, что поводом послужила бытовая ситуация в офисе. Какой тон, к примеру, вы обычно используете, говоря «Пора купить новый тонер для принтера» или «Подготовьте списки клиентов к следующей планерке»? Если хотите, чтобы критика угодила в цель, придерживайтесь в голосе той же нейтральности.
Если вам хочется, чтобы критические замечания работали на повышение качества работы, в ваших замечаниях должен звучать посыл: «Это не конец вашей карьеры, и вам не нужно рыдать в туалете до конца рабочего дня». Общение по поводу исправления недочетов не подразумевает вызовов «на ковер» и прочих намеков на слезопролитную расправу.
6. Высказывайтесь по делу
Вы же не хотите вступать в разговор, полагая, что вносите незначительные исправления, а в итоге собеседник уходит, думая, что вся его работа обернулась катастрофой. И наоборот — сотрудник решает, что ваша критика не имеет смысла, хотя на самом деле все очень серьезно. Убедитесь, что вы четко изложили суть. Если недочет был незначительным, так и скажите, добавив, что остальная часть работы была на высоте. Если же ошибка вылилась в масштабный урон, не устраивайте перед коллегой прогон Апокалипсиса, а убедитесь, что ваши слова действительно передают значимость проблемы.
7. Давайте понятные ориентиры
Легко предположить, что у вашего собеседника та же ментальная система координат, не требующая уточнений по запросам «пробегись по отчету свежим взглядом» или «доведи рецензию до ума». Между тем коллега вправе иметь иное представление о том, что вы подразумеваете однозначным (или вообще не иметь представления, что вы имели в виду). Излагайте четко и ясно, чего вы ждете от работы над ошибками. Например, вместо раплывчатого «доведи до ума» скажите: «Отправляя мне отчеты, убедитесь, пожалуйста, что они не содержат ошибок, структурированы согласно инструкциям, которые вы найдете на сайте компании, и к ним прилагаются копии в pdf-формате».
8. Будьте открыты для диалога
Критика всегда подразумевает не монолог, а обсуждение, поскольку мнение другого человека способно повлиять на общую картину. Вы можете получить информацию, которая изменит вашу точку зрения и в результате приведет к еще более прогрессивным достижениям, о которых вы пока что не подозреваете, — и так ваша критика сработает вдвое эффективнее.