Как научиться не принимать все на свой счет

Три совета, которые помогут относиться ко всему проще

У всех случаются периоды особой чувствительности. Тем более этим летом, когда плохими новостями нас уже не удивить. В такие дни любое замечание из уст бойфренда или мужа, подруги или босса воспринимается как жестокий удар по самолюбию, единственная цель которого — смертельно вас обидеть. Насмешливого взгляда, случайного комментария или намека на критику достаточно, чтобы вы почувствовали себя уязвленной в самое сердце и, расплакавшись, хлопнули дверью. В офисе или дружеской компании все, конечно, замечают ваш эмоциональный всплеск, и происходит то, что действительно несправедливо: к вам приклеивается ярлык слишком чувствительной натуры, а с такой «надо поделикатнее, а то нервы у нее, похоже, ни к черту».

Далеко не каждая женщина может похвастаться непробиваемой самоуверенностью, и это абсолютно нормально. «Не обязательно сужать восприятие до двух возможных реакций: принять нелестный отзыв близко к сердцу или наплевать на него с высокой колокольни, — говорит Евгения Смоленская, клинический психолог Mental Health Center. — Взгляните на ситуацию как на повод извлечь позитив не только из похвалы, но и из критики. В большинстве случаев вы можете принять критику с конструктивной точки зрения — оценить поступившую информацию и использовать полученные знания себе на пользу».

Как утихомирить закипающее негодование и запустить вместо обиды аналитические способности? В этом помогут три простых совета.

1. Сохраняйте спокойствие и не реагируйте сразу

Коллега отпустил на ваш счет шутку или ядовитый комментарий. Безусловно, есть повод для возмущения: он поступил неправильно. Осознав это, постарайтесь не убегать в ярости и не хамить в ответ. Сделайте глубокий вдох и продолжительный выдох, повторяя про себя краткое заклинание: все, что было сказано в этой комнате, останется в этой комнате. В течение минуты-другой коллега получит шанс распознать свою ошибку и извиниться перед вами. Вероятно, до него дойдет не сразу, зато для прочих свидетелей станет очевидно, что вы обладательница завидной выдержки и безграничного великодушия.

2. Подумайте о причинах возникшей ссоры

Избежав немедленной ссоры и безосновательных рыданий, найдите время поразмыслить, откуда у проблемы «растут ноги». Недоразумения из-за критики нередко возникают из-за эффекта неожиданности, когда в разговоре внезапно всплывают колкие ремарки. Посыл, а также смысл сказанного можно трактовать по-разному: 1) замечание имело целью оптимизировать вашу деятельность, что полезно для работы; 2) тот, кто любит, искренне желает вам лучшего 3) это проявление неразрешенного конфликта, который настоятельно рекомендуется свести на нет, не откладывая в долгий ящик.

3. Распознайте суть сообщения

Природа человека такова, что насмешки и замечания портят настроение большинству из нас, даже если удается имитировать хладнокровие перед друзьями и коллегами. Хорошая новость в том, что вы можете использовать негативную критику для позитивного развития личности, правда, успех напрямую зависит от самооценки. Повремените дуться и запустите процесс self-аналитики, честно отвечая на вопрос: почему вас задевают подобные комментарии? Психологи верят в такую «примету»: если замечания по поводу характера или поведения причиняют боль, возможно, в них есть доля правды.