Автомобильный этикет, вещь, три года назад совершенно немыслимая, сегодня уже весьма распространенное явление. Екатерина ИСТОМИНА («Ъ») убеждена, что число истинных джентльменов и леди на дорогах с каждым годом будет только расти.
«Куда лезешь, козявка!» — именно так три года назад в пробке на Рублевском шоссе неистово кричал мне очень хорошо одетый господин в темно-синем автомобиле BMW последней модели. Этот господин лихо пытался объехать меня справа, воспользовавшись совсем неглубокой, по его мнению, придорожной канавой. Его «козявку» я, конечно, стерпела, не в моих правилах вступать в прения с подобными грубиянами. Довольно скоро после относительно мирной «козявки» хорошо одетый господин из BMW уже запустил в ход самую отборную ругань. И для отборной ругани была веская причина: дорогой автомобиль BMW в коварной «неглубокой» канаве прочно забуксовал, грязь, глина и пожухлая трава безжалостно наматывались на колеса машины. И вот хорошо одетому грубияну пришлось выбраться из своего драгоценного автомобиля, встать на обочину и обреченно голосовать, чтобы кто-нибудь вытащил его машину из канавы. Я теоретически могла бы ему помочь, ведь я была, как обычно, на большом, тяжелом и ужасном джипе, который вполне способен вытянуть BMW из канавы. Но никакого желания совершить этот акт гуманизма у меня не было. Угадайте сами почему. Тот грубиян еще долго стоял на обочине.
К счастью, сегодня прежнее автомобильное хамство постепенно вымирает, и услышать, что ты — козявка, становится все труднее. Многие научились не только сами уступать дорогу, но и особым образом благодарить за то, что кто-то уступил дорогу им. Сделать это проще простого — достаточно нажать три раза на аварийные огни. Или не три раза, а просто посигналить ими, сколько заблагорассудится. И человек, пропустивший вас, поймет, что вы благодарны ему, что вы вежливый и очень симпатичный человек. Ему правда будет приятно, что вы смогли оценить его поступок. И вам, поверьте, тоже будет приятно, что вы поблагодарили незнакомца за такое доброе дело. Все-таки делать добро — это очень приятная штука. И вот вы оба улыбнетесь, и в ваших головах вдруг мелькнет мысль: а ведь, черт подери, не все так плохо, если один уступает дорогу, а другой его благодарит? Нет, решительно, все не так плохо в этом лучшем из миров.
Разумеется, сегодня существуют цивилизованные методы заранее попросить пропустить автомобиль. Можно просто махнуть другому водителю рукой — мол, пропусти, дружище, я очень спешу! Именно так делают в западных странах, где культура автомобильного вождения уже давно не уступает правилам поведения за столом. К взмаху рукой стоит добавить и лучезарную улыбку. Если раньше на этот жест просьбы другие водители отвечали чаще всего жестами неприличными, то теперь ситуация поменялась. Сегодня если и не улыбаются, то кивают и пропускают — в большинстве случаев.
При этом сказать точно, владельцев каких именно машин стоит отнести к самым вежливым автолюбителям, весьма трудно. Казалось бы, самыми вежливыми должны быть обладатели самых дорогих автомобилей. Ведь жизнь у них уже удалась, причины для злобы и агрессивности, кажется, нет. Действительно, владельцы дорогих машин охотнее пропускают на дороге, чем обладатели стареньких автомобилей. Но и в этом вежливом сегменте есть свои особенности. Так, например, владельцы баснословно дорогих и гоночных, «огневых» машин — вроде моделей «Ламборгини», «Феррари», «Порше», «Астон Мартин» — никогда не уступают другим водителям дорогу. И на это у них есть свое объяснение: ведь они ездят именно на гоночных, заточенных под агрессивное скоростное вождение машинах, и торчать в ожидании, пока малосильная крохотная машинка повернет в нужную ей сторону, они совершенно не намерены.
Более вежливыми оказываются владельцы очень дорогих джипов. Но их вежливость действительна только на забитых пробками городских трассах. Достаточно выехать за пределы Москвы, чтобы убедиться: вежливость обладателей дорогостоящих внедорожников на областных трассах совсем не работает. Еще бы, какое же это изысканное удовольствие лихо обогнать всех застрявших в заторе где-нибудь на Ленинградском шоссе по канаве или по другому бездорожному полотну. Ведь джипы — на то и джипы, чтобы преодолевать препятствия, которые не по силам седанам и родстерам.
По моему наблюдению, самыми вежливыми водителями из богатого сегмента оказываются владельцы различных кабриолетов и купе. Но их вежливость хитра. Владельцы кабриолетов и купе — это довольные жизнью позеры, которые жаждут как можно больше покрасоваться на публике. Именно поэтому они активно пропускают всех остальных, рассчитывая подольше поблистать своими яркими формами кузова, дорогой кожей и полированным бамбуком в салоне. К числу самых невежливых водителей в первую очередь стоит отнести дальнобойщиков, водителей грузовиков, маршруток и прочих объектов городского транспорта. Для них наши непреодолимые дороги — тяжелая, выматывающая и не очень хорошо оплачиваемая профессия, поэтому они агрессивны, неряшливы, недружелюбны и при этом крайне невнимательны.
Иногородние водители, приезжающие в Москву из регионов, также не владеют автомобильным политесом. С одной стороны, этот элегантный политес еще пока не получил распространения в их замечательных процветающих регионах, а с другой — иногородние водители, попадая в многокилометровые столичные пробки, обычно пребывают в состоянии перманентного шока. Часто они сами являются причиной пробок, и главная причина этого — их неумение рассчитать количество бензина в условиях медленного московского движения. Факт: тем, кто ездит на бензине по пробкам, нужно заправляться через день как минимум.
Интересно, как же выглядит самый вежливый водитель? Во-первых, это женщина. Во-вторых, это женщина на маленькой, хрупкой и недорогой машинке. Возраст женщины не имеет значения: уверенно уступают дорогу как совсем молоденькие автолюбительницы, так и умудренные опытом. Причина женской вежливости на дорогах кроется не только в природной женской лояльности, но и в определенном страхе. В страхе поспорить с каким-нибудь денежным мешком, дерзко рассекающим на болиде, или с дальнобойщиком, который уверен только в одном: размер машины имеет первостепенное значение.
И все равно приятно, что, несмотря на пробки, усталость всех нас и наших машин от невыносимых условий, автомобильный политес все же имеет место быть. Он не только есть, он развивается, и все больше водителей начинают учиться этому сложному делу. Искусству быть терпимыми. Быть лояльными. Быть вежливыми. Начать соблюдать эти нехитрые правила автомобильной вежливости на самом деле очень просто. Представьте себе, что те, кто едет рядом с вами, — ваши соседи. Пусть не по лестничной клетке. Это особые соседи — соседи автомобильные. Есть ли смысл ругаться с соседями? Никакого. С ними есть смысл дружить.