Как говорит статистика, мы тратим на болтовню в офисе не так уж много времени — всего каких-то 52 минуты в день. Но как быть, если с вами постоянно пытается заговорить тот, чье общество вы по каким-то причинам избегаете, или поднимаются темы, которые приводят к конфликтам, либо кто-то хочет посвятить вас в личные проблемы, подробности которых вы не хотите знать?

Как остановить сплетни в офисе (фото 1)

«Безусловно, в распространении слухов больше вреда, чем пользы, но я рекомендую придерживаться гибкой политики, — советует клинический психолог и гипнотерапевт Ольга Голосова. — Полезно научиться различать сплетни: они бывают вредные и подлые (например, ядовитое обсуждение чьего-то брака), бестолковые («Маша так часто берет отгулы, она что, ищет другую работу?»), но в некоторых случаях информация может быть действительно полезной.

Как остановить сплетни в офисе (фото 3)

Например, не повредит знать, что у старшего менеджера есть слабость к женщинам, чтобы не чокаться с ним на корпоративах, или что не стоит убиваться над проектом, поскольку компания обдумывает его закрытие. Неофициально распространяется немало информации, которую стоит взять на заметку — вспомните историю WikiLeaks, — и я бы делала исключение для той, что попадает в категорию «это не просто болтовня, а может помочь мне в профессиональном смысле». Что касается токсичных слухов, их надо безжалостно пресекать, и есть несколько стратегий, чтобы быстро свернуть некомфортный разговор».

Как остановить сплетни в офисе (фото 5)

Рассмотрим несколько ситуаций. Как быть, когда…

Собеседник старше вас

Сценарий усложняет высокая планка вежливости, но никто не запрещает прямо заявить, что не готовы говорить о финансовых проблемах Нины или разводе Пети. Самый простой способ — короткое, нейтральное подтверждение в стиле офисной этики американских сериалов, а затем — быстрая смена темы. Например: «Хм, звучит сложно (варианты: „Это плохо“, „Надеюсь, она справляется“, „Жаль слышать“, „Я этого не знала“)… Хотела спросить, кстати, раз мы встретились, что насчет тех отчетов?» Если собеседник упорно старается вернуть разговор к сплетне, тоже проявите настойчивость: «Извините, мне неудобно говорить об этом за ее/его спиной» или «Вероятно, мне не стоит этого знать» или даже так: «Простите, сделаю вид, что не слышала».

Как остановить сплетни в офисе (фото 8)

Собеседник младше вас

Со сверстниками или теми, кто младше вас, применим тот же подход, но с большим пространством для импровизации: «Знаешь, мне некомфортно говорить об этом, и нас это точно не касается». Или выдать что-то совсем принципиальное, вроде: «Я завязала со сплетнями, давай сменим тему».

Как остановить сплетни в офисе (фото 10)

Раскрывается чья-то тайна

Если вы знаете, что информация, которой с вами делятся, должна оставаться конфиденциальной, напомните об этом. Например: «Я думаю, что Катя намерена сохранить это в тайне, поэтому нам не стоит об этом говорить». Если вы знаете, что кто-то не хочет, чтобы секрет разглашался, полезно еще раз убедиться, что по данному вопросу нет недопонимания. Хотя есть исключение: если это связано с работой и вы считаете, что корпоративная тайна противоречит интересам ваших коллег (например, компания делает что-то незаконное или небезопасное), этические обязательства по данному вопросу диктуются вашей совестью.

Как остановить сплетни в офисе (фото 12)

Вы не согласны с выводами

Если кто-то критикует коллегу, а вы не согласны с оценкой, смело озвучивайте альтернативное мнение, например: «Неужели? А я всегда считала, что с Аней легко работать» (или «она очень сообразительна», «хороша в бухгалтерии» — каким бы ни было ваше впечатление). Вы же хотите, чтобы коллеги поступали так же по отношению к вам? Есть шанс, что со временем, если противостоять эпидемии слухов искренними и положительными комментариями, тактика «хороших сплетен» поменяет к лучшему атмосферу в офисе или, по крайней мере, в вашем непосредственном окружении.

Как остановить сплетни в офисе (фото 14)

Кадры из фильма «Доброе утро»