Глазами руководителя: какие качества сотрудников сейчас востребованы и как их развить

Своим видением идеальной команды, а также советами о том, как развить необходимые профессиональные навыки, делится Анна Знаменская, директор по глобальному развитию Rakuten Viber, основатель ivi.ru и бывший топ-менеджер Apple, Билайн и Тинькофф Банк

Анна Знаменская

Анна Знаменская

Директор по глобальному развитию Rakuten Viber

«Я 20 лет работаю в компаниях разного масштаба, последние 15 лет — на топовых позициях, в основном передовых технологических бизнесов. За свою жизнь я приняла на работу сотни людей и вижу, как сильно меняются требования к сотрудникам как в стартапах, так и в корпорациях. Например, в последнее время я замечаю, что soft skills (стрессоустойчивость, коммуникативные и творческие навыки, и пр. — прим. ред.) практически не уступают по значимости hard skills (непосредственно профессиональные навыки — прим. ред.) и зачастую становятся решающим фактором при выборе кандидата на должность. Какие именно soft skills важны? Я могу выделить пять основных качеств, которые мне представляются крайне важными для успеха сотрудника.

Адаптивность и гибкость

Помимо инновационности, технологические компании отличает значительная доля неопределенности: когда вы запускаете новый продукт, нельзя быть заранее на 100% уверенным в его успехе. Поэтому нужно уметь быстро адаптироваться к любой ситуации, быть готовым кардинально изменить всю бизнес-стратегию и незамедлительно начать действовать. Тут нужно уметь работать без «разгона», быстро вникать в суть дела и приспосабливаться к новым форматам, планам и стратегиям. Для успешного ведения дел сегодня нужно всегда смотреть дальше, быть на шаг впереди, подстраивая свой продукт и стратегию под актуальные запросы рынка. В Кремниевой долине многие стартапы проходят через pivot — внезапный разворот бизнес-модели, при котором важна способность что-то резко поменять в своем подходе для повышения его эффективности. Но этот подход сейчас актуален не только для IT-индустрии — компании всех секторов проводят трансформацию, выстраивают более подвижные структуры и операционные модели, поэтому от сотрудников требуется максимальная гибкость. Иными словами, человек должен иметь предпринимательский подход в работе и уметь быстро перестраиваться на новые рельсы.

Фото
Getty Images

Выход за рамки своей роли

Понятно, что в компании небольшого размера сложно остаться обособленным, поскольку многие роли в команде в определенный момент начинают расширяться и пересекаться. Но и в глобальных корпорациях, особенно в период кризиса, как сейчас, всегда нужны люди, которые могут сделать чуть больше, чем то, за что им платят. Те, кто готовы «поработать за себя и еще за того парня». Таких людей любят руководители и их чаще продвигают по карьерной лестнице. Такие люди могут быстро понять обязанности смежных функций и быть готовы принести пользу бизнесу. К примеру, если  у нас в Viber раньше маркетингом и продажами занимались разные команды, то сегодня маркетинг помогает продавать, а продажи — продвигать. Финансисты помимо отчетности занимаются отношениями с инвесторами и продуктовой аналитикой, а разработчики часто подкидывают идеи по продвижению. Примеров такого совмещения функций множество во всех индустриях.

Работа в команде и решение конфликтов

На поведенческих интервью в компаниях уровня Google и Microsoft эйчары всегда тестируют стратегии поведения в конфликтах и работу в команде. В глобальных корпорациях соответствие корпоративной культуре и умение взаимодействовать с коллегами бывает даже важнее профессиональных навыков. Если вы семи пядей во лбу, делаете потрясающие проекты и приносите 150% результата, но при этом постоянно тянете одеяло на себя, не принимаете критику и открыто указываете на промахи других — в международных брендах вам не место. Поэтому так важно научиться работать с людьми в одной команде и находить к ним подход, даже если они вам не нравятся, открыто прорабатывать и обсуждать негатив, принимать обратную связь, уметь справляться с фрустрацией, когда другие что-то делают не так. А также в условиях многозадачности и сжатых сроков не бояться брать на себя ответственность, выполнять больше, чем от вас ожидают, и не говорить «это не моя, а твоя работа». Решать вопросы в команде будет намного проще, если в некотором смысле стать опорой для своих коллег, поскольку и вы сами сможете в нужный момент получить их поддержку.

Умение работать с данными

В любом бизнесе сейчас важно иметь аналитические способности. А именно: уметь собирать данные, понимать, как и на что они влияют, и принимать решения на их основе. На Западе корпорации уже давно перешли на data-driven подход в принятии решений, и такая культура начинает повсеместно развиваться в России. Вместо «директору нравится эта реклама» маркетологи запускают А/В тестирование, когда реальным потребителям показываются, например, в соцсети разные баннеры, а потом анализируется количество кликов по каждому, чтобы выбрать рекламный модуль с самой высокой конверсией. Аналогично для открытия магазинов используются, например, системы оценки трафика, основанные на данных сотовых операторов, количестве проезжающих автомобилей, плотности населения в районе. Во многих, даже небольших, компаниях появляются системы сбора информации о клиентах, продуктах, модули обратной связи, и развивается внутренняя аналитика. Каждый человек в команде должен понимать значимость данных, как некого навигатора для развития бизнеса.

Фото
Getty Images

Коммуникативные навыки

Они относятся не только к умению взаимодействовать с коллегами внутри команды, но и к внешним коммуникациям — навыкам публичных выступлений и самопрезентации, умению общаться с партнерами, инвесторами и, конечно, клиентами. Сегодня конкуренция в бизнесе огромна, и способность выстроить эффективное взаимодействие, найти нужные точки соприкосновения с клиентом, которые заставят его возвращаться к услугам или продукту компании вновь и вновь — залог успешного бизнеса. Здесь также не лишним будет отметить знание английского. Иностранный язык открывает для вас карьеру не только в западных компаниях и в крупных российских корпорациях, где все топы просто обязаны владеть английским. Это также возможность в дальнейшем выхода на мировой рынок карьеры, если вам интересен переезд, и работа из любой точки мира.

Даже если на данный момент вы чувствуете, что какой-то из этих навыков у вас недостаточно развит, отчаиваться не стоит. Прокачать их вполне реально, и существует несколько вполне эффективных способов:

Самообразование

Первый и самый простой способ — прокачать необходимые навыки самостоятельно. Начать можно с оценки своих soft skills. Для этого существуют различные тесты, например тест Хогана, Gallup, MBTI. Можно пройти эти тесты и понять свой тип личности, определить свои проблемные стороны, что именно нужно развивать. Сейчас существует множество онлайн-курсов по развитию практически любых карьерных навыков, как от частных экспертов-практиков, так и от известных университетов и обучающих компаний. Посмотрите, например, на образовательные платформы Coursera или Udemy. Здесь можно найти даже бесплатные курсы практически в любой сфере. К саморазвитию же можно отнести книги, мастер-классы, тренинги, чтение лент карьерных блогеров и другого полезного контента.

Buddy system

В международных компаниях существует практика назначения buddy для новичков. «Бадди», дословно «дружок», — человек, который помогает вам влиться в компанию, понять, как внутри все устроено не только с точки зрения регламентов и процедур, но также важных политических вещей, обычаев и порядков. Некоторые люди называет это менторством, третьи — коучингом, но суть остается прежней. Если ваша компания не дала вам такого человека, попробуйте найти его самостоятельно, в своей компании или в своем окружении. Это должен быть человек с большим опытом, идеально, если в этой же индустрии или выполнявший схожие функции, который поможет вам научиться новому, покажет вам, как решать новые для вас задачи, подскажет и направит вектор вашего развития в нужную сторону.

Обратная связь

Очень полезно получать честную обратную связь от своего руководителя и от команды, с которой вы работаете. При этом важно организовать это в системном режиме, а не в формате отдельных комментариев по выборочным задачам. Постоянный фидбэк позволит понять, какие задачи вы выполняете хорошо, над какими еще стоит поработать и как изменить свой подход. Если ваша компания пока далека от формальной системы менеджмента, рекомендую вам самостоятельно назначить еженедельные «один на один» со своим руководителем в одно и то же время и прислать приглашение ему в календарь. На эти встречи вы приносите краткий отчет о проделанной работе за неделю, показывая свои успехи, а также, если что-то не получается, просите совета, где руководитель корректирует вас и направляет в нужное русло. Также для вас это время, когда вы можете поделиться какими-то своими идеями, чтобы вас заметили и взяли на какой-то новый проект.

Участие в групповых проектах

Такой подход определенно позволит вам улучшить навыки в областях, с которыми вы обычно не работаете. Попробуйте узнать, есть ли в вашей компании кросс-функциональные проекты, которые затрагивают разные отделы, и подайте заявку на участие в них. Подобная практика отлично подойдет для специалистов, которые обычно трудятся обособленно. А еще это отличная возможность для карьерного роста. Меня часто спрашивают, как вырасти с должности специалиста до руководителя, если нет вакансий или ты пришел недавно, и если у тебя никогда не было возможности управлять командой, чтобы показать себя, — попробуй для начала стать руководителем процесса или проекта. Если ты справишься — гораздо выше вероятность, что тебе потом дадут в руководство людей.

Работа с психологом

Многие вещи, которые мешают успешной карьере именно в области soft skills, можно проработать с психологом индивидуально или пройти популярные сейчас онлайн-тренинги и марафоны. Такие проблемы, как боязнь публичных выступлений и презентаций, неадекватное реагирование на критику, излишняя эмоциональность, неумение решать конфликты, боязнь быть плохим руководителем, сложности с тем, чтобы давать подчиненным честную обратную связь, — все это решается через устранение психологических проблем и работу с профессионалом.

В завершении хочу добавить, что помимо профессиональных и личностных навыков для любой компании очень важна высокая мотивация сотрудника. Энтузиазм на работе часто «бьет» опыт, поэтому у сотрудника с горящими глазами и неподдельным интересом к делу гораздо больше шансов продвинуться по карьерной лестнице.