В этом месяце все обсуждают Clubhouse — платформу для общения, пробившуюся в модные тренды. Просто потому, что мы устали читать и «текстить». Созданная по актуальному рецепту ковидного года — самоизоляция, удобство голосовых сообщений, жажда новых знакомств, немного от Zoom и Skype, разбавить подкастами — социальная сеть распространяется не хуже пандемии.

Фото №1 - А поговорить? Новая соцсеть Clubhouse — что в ней интересного и как ею пользоваться

Кто придумал Clubhouse

Соцсеть запустили весной 2020-го американцы Пол Дэвисон и Роэн Сет — экс-сотрудники Google, уже возглавлявшие стартапы, правда, не настолько популярные. Проект задумывался как закрытый клуб, чтобы «вести содержательные беседы и устанавливать связи с интересными людьми по всему миру», попасть в который можно только по приглашениям.

За пару месяцев со дня старта Clubhouse собрал аудиторию в несколько тысяч человек, так или иначе значимых в сферах своей деятельности: стартаперов, венчурных инвесторов, писателей, журналистов, актеров, поп-звезд и связанных с ними людей. Избирательная специфика проекта отражается на регулярно обновляемой иконке приложения. С 8 февраля это профиль поп-исполнителя Акселя Мансура, пользователя Clubhouse, запустившего на платформе музыкально-успокоительный Lullaby Club.

Clubhouse привлекает лидеров мнений, подпитывающих интерес к сервису, благодаря чему стоимость бренда уже подскочила до миллиарда долларов. Меньше чем за год соцсеть выросла до миллионов пользователей, растеряв былую камерность, но сохранив для пользователей шанс поболтать с реальной знаменитостью. Где еще вы смогли бы вживую пообщаться с Марком Цукербергом, Опрой Уинфри, Джаредом Лето? Ну и февральский клабхаус-чат Илона Маска, как водится, изрядно подбодрил рост аудитории.

Зачем идут в Clubhouse

Фото №2 - А поговорить? Новая соцсеть Clubhouse — что в ней интересного и как ею пользоваться

Послушать и поговорить. Общаться можно только вслух — соцсеть не предполагает обмена сообщениями и текстовых комментариев. Большинство разговоров ведется на английском (отличная практика, между прочим), но с каждым днем открывается все больше русскоязычных комнат. Чтобы попасть в Clubhouse, нужен айфон (Android-версия еще в разработке) и приглашение от зарегистрированного пользователя.

Как голосовой сервис клабхаус чаще всего сравнивают с подкастами или аудиосообщениями. Главное отличие в том, что и подкастинг, и голосовые сообщение — прежде всего запись, тогда как в Clubhouse разговор происходит в режиме реального времени, обеспечивая самый что ни на есть raw experience с живыми эмоциями. Вы можете идти по улице или готовить ужин, участвуя в разговоре «комнаты», что, кстати, избавляет от заботы от «приличной» картинки, как в Zoom или Instagram.

Кроме того, записывать разговоры в Clubhouse попросту нельзя. Если включить запись с экрана, приложение выдаст предупреждение о нарушении правил и в перспективе — угрозу бана. Контент клабхауса невозможно отложить на потом — второго шанса услышать эксперта/звезду не предусмотрено, что также работает на удержание аудитории, не желающей упустить ценные крупицы информации.

Прочие особенности клабхауса

1.      Приглашение

Получить приглашение сегодня гораздо проще, потому что поголовье завсегдатаев Clubhouse растет как на дрожжах. Первый вариант: опросить друзей, вдруг у кого-то есть инвайт. Он/она заходит в соцсеть, выбирает опцию приглашений (которые выдаются в подарок после регистрации), затем номер телефона в списке контактов — и вам улетает смс со ссылкой. Прочее — интуитивно.

Второй: не откладывая, записаться в лист ожидания на сайте joinclubhouse.com, одновременно забронировав имя пользователя, пока все нормальные не разобрали. Если кто-то из ваших друзей уже сидит на платформе, он/она получит уведомление, что вы зарегистрировались в клабхаус с предложением вас «впустить». Приглашение в этом случае не нужно, вам одобряют вход — и готово.

Попав в соцсеть, вы увидите, сколько знакомых вам людей зарегистрировано на платформе и сможете на них подписаться, а также помочь другим, желающим попасть в клуб, выбрав стратегию 1 или 2.

Фото №3 - А поговорить? Новая соцсеть Clubhouse — что в ней интересного и как ею пользоваться

2.      Аккаунт

Сервис работает на английском, но, к счастью, понимает кириллицу, а значит, личную информацию и названия «комнат» можно писать на русском. Регистрируя аккаунт надо указать имя и фамилию, а также выбрать темы по интересам (их всегда можно отредактировать), чтобы соцсеть приглашала вас в разговоры «по профилю». Персонализация интересов помогает алгоритмам платформы определить, какой контент вам показывать, избавляя от ручного поиска увлекательных топиков.

В профиле пользователя отмечается дата регистрации и ссылка на профиль того, кто пригласил вас в Clubhouse. В описании аккаунта вы можете вбить любую информацию о себе и присоединить свой Twitter и/или Instagram. Хотите следовать здешней моде — щедро украшайте текст эмодзи, их тут обожают ввиду отсутствия иных визуальных развлечений. К вашей аватарке на первую неделю приклеится иконка взрывающейся хлопушки — в знак того, что вы новичок, и клабхаус страшно этому рад.

Что касается стартового экрана приложения, на нем вы увидите «комнаты», за которыми следят ваши друзья или где они выступают спикерами, а также «клубы», подобранные исходя из ваших интересов. В «комнату» можно зайти в любой момент, пока в ней продолжается разговор, а когда ее покидают все участники, «комната» автоматически закрывается.

Фото №4 - А поговорить? Новая соцсеть Clubhouse — что в ней интересного и как ею пользоваться

3.      Меню

Меню Clubhouse устроено довольно просто. Вверху, слева направо: лупа, как обычно, означает «Поиск», нажав на который можно найти человека/«клуб» для подписки или подобрать разговоры по интересам; под конвертиком скрываются возможности приглашений/одобрений и контакты; под календарем — расписание грядущих разговоров/мероприятий; под звонком — напоминания о недавних и скорых активностях.

Внизу посредине разместилась большая зеленая клавиша Start a room («Начать комнату»). Правее — доступные сейчас «клубы» и пользователи, с которыми вы можете немедленно запустить «комнату». Прокрутив список предлагаемых разговоров вниз, вы доберетесь до кнопки Explore с глобусом, нажав на которую вам откроется еще больше открытых «комнат».

Фото №5 - А поговорить? Новая соцсеть Clubhouse — что в ней интересного и как ею пользоваться

4.      Комнаты

«Комнаты» в Clubhouse — это площадки для общения. Они бывают открытыми, доступными всем (public), закрытыми/приватными, только для подписчиков или только для членов «клуба». Любой пользователь может открыть «комнату» и начать общаться. «Комнаты» можно организовывать от своего имени и внутри «клуба», в котором вы состоите.

При создании публичной «комнаты» клабхаус рассылает подписчикам пуш-уведомления. Если в разговоре участвуют несколько человек, уведомления придут подписчикам всех участников, подключившимся подписчикам их подписчиков и т.д. Так скромная «комнатка» на пятерых может в считаные минуты разрастись до нешуточных объемов — в зависимости от медийности спикеров. «Комнату» можно запланировать, добавив в календарь, и разослать уведомления — тут же, в клабхаусе, а еще через твиттер и другие приложения. Механика продвижения — популярный гость и/или кликбейтный заголовок.

«Комнаты» лимитированы — в каждой может собираться не более 5000 человек. Среди них — спикеры (тех, кто включил «комнату» и там разговаривает), их подписчики и прочие «вольные» слушатели. При желании слушатель может «поднять руку» (иконка с ладошкой справа внизу экрана), а модератор может назначить ее/его спикером (или лишить этой возможности). Иногда приложение само делает пользователя спикером — если «комната» небольшая и среди организаторов есть подписчики слушателя.

О новых разговорах можно узнать из уведомлений, они же позволяют быстро подключиться к беседе. Если вы не хотите пропустить интересную тему, клабхаус не рекомендует их отключать. Говорить в «комнате» не обязательно. Кнопку «включить микрофон» по негласной этике клабхауса используют для имитации аплодисментов, если вам понравилось выступление спикера — нажимая и отжимая, чтобы индикатор мигал.

Clubhouse удобно слушать фоном: трансляция не прерывается, даже если свернуть приложение или заблокировать экран. Покинуть «комнату» можно в любой момент с помощью кнопки Leave quietly («Тихо уйти»), что преподносится как одно из достоинств сервиса — никто не заметит, что вы ушли.

Понравившейся «комнатой» можно поделиться, нажав на плюс в правом нижнем углу и выбрав опцию Share, и найти человека по имени пользователя, нажав троеточие в верхнем правом углу, а затем Search room. Кроме того, в Clubhouse можно пожаловаться на спикеров, выбрав опцию Report a recent speaker — так приложение борется с неприличным поведением и троллингом. С правилами соцсети можно ознакомиться на сайте joinclubhouse.com в разделе Guidelines.

Фото №6 - А поговорить? Новая соцсеть Clubhouse — что в ней интересного и как ею пользоваться

5.      Клубы

Создать «клуб» без одобрения сервиса пока не получится — в приложении такой функции нет. Разработчики обещают ее добавить, но называют «экспериментальной». Как гласят правила, пользователь может открыть лишь один клуб (или два, исходя из формы запроса — модераторы явно расходятся в показаниях) и при этом желательно провести хотя бы три трансляции в «комнатах». Если очень хочется свой «клуб», придется отправлять запрос через специальную форму, ссылку на которую вы найдете в разделе Clubhouse… Clubs на сайте joinclubhouse.com.

Чтобы изучить пример русскоязычного клуба, загляните в сообщество The Dacha («Дача»), организованное экспатами, и потому не лишенное ностальгических эманаций вроде регулярных игр «Что? Где? Когда?» и снобистских тирад «ну когда же все научатся говорить по-английски».