Роман Энтони Берджесса «Заводной апельсин» и снятый по нему фильм Стэнли Кубрика стали практически синонимами упомянутого в книге термина «ультранасилие». Количество сцен с изнасилованием и избиением превышает все мыслимые и немыслимые нормы, за что фильм с трудом был допущен к показу в либеральной Британии и проигнорирован, несмотря на очевидную критику капитализма, в СССР.
В центре внимания подросток Алекс, предводитель банды, состоящей из еще троих молодых людей. Он вместе с друзьями упивается насилием и строит свое существование только вокруг него. Все меняется, когда главаря ловит полиция и отправляет на программу по исправлению.
В итоге молодой человек больше не испытывает потребности в агрессии, но не может постоять за себя. Его жизнь оборачивается катастрофой. Фильм-размышление заканчивается на философской ноте; инструмент «клин клином» не работает, и непонятно, по какому пути идти дальше героям повествования.
Только одно отличает его от остальных членов банды — приклеенные и ставшие впоследствии «якорем», внушающим страх, ресницы.
Образ Алекса ДеЛарджа стал отправной точкой для последующих имиджевых интерпретаций рок-музыкантами, писателями и работниками киноиндустрии. Молодой эстет, предпочитающий Бетховена и галлюциногенное молоко (галлюциногенных образов в фильме полно — от переполненных сексом интерьеров до поведения персонажей), носит, как и все члены банды, белые штаны и рубашку, подтяжки, защитную ракушку и котелок. Только одно отличает его от остальных членов банды — приклеенные и ставшие впоследствии «якорем», внушающим страх, ресницы. Американский киноинститут AFI назвал юного садиста 10-м величайшим кинозлодеем.
Как говорили многие в Голливуде, образы, созданные Миленой Канонеро, никогда не остаются лишь частью кино — они сходят с экранов и вживаются в массовую культуру. «Заводной апельсин» не стал исключением. Лондон, словно по мановению волшебной палочки, на время облачился в белое и перешел на трости. Именно этот фильм в 1971 году стал началом ее быстро развивающейся карьеры.
Детали
Для создания футуристичной Англии из недалекого будущего Канонеро использовала необычные фактуры, материалы, кричащий мейкап, игривые сочетания форм и цветов, которые так легко повторить благодаря современной моде.
Кажется, теперь можно все: латекс в будние дни, кричащего цвета волосы и фаллосы вместо ваз у домохозяек в квартире.
Цвет
Оранжевый в фильме Кубрика вполне можно назвать новым черным. Этот цвет в гуммигутовом оттенке встречается настолько часто, что бросается в глаза.
Монохромные образы
Монохромные приемы, применяемые не только для создания образов, но и интерьеров, помогают передать гиперболичность происходящего. Порой одежда сочетается с окружающим миром, словно для гармонизации восприятия. Бьюти-инструментарий отлично вписывается в концепцию 70-х: сумасшедшие парики, тени во все веко, золотые хайлайтеры и неброские губы.
Взлом системы
Мини на дамах старше шестидесяти больше не табу — Кубрик вместе с Канонеро технично и поэтапно подрывают консервативные устои, заботливо взращенные обществом 70-х годов. Кажется, теперь можно все: латекс в будние дни, кричащего цвета волосы и фаллосы вместо ваз у домохозяек в квартире.
С Днем рождения, Стэнли Кубрик!