Усыпанные цветами коктейльные платья аскетичного кроя (дополненные сандалиями на плоской подошве), расшитые цветами свитшоты, объемные пальто с крупными цветочными аппликациями, напоминающими обивочные ткани. А еще — цветочные плиссированные юбки и платья, зачаровывающие токсично-яркими сочетаниями красок, и платья с рисунком, словно скопированным со страниц учебника по ботанике. Несмотря на редкие исключения в виде канонической английской романтики, princess chic и богемной элегантности, большинство дизайнеров увидели в основополагающем весенне-летнем тренде серьезный повод поразмышлять о новом эстетическом языке, способном передать ритм и энергию мегаполиса, воплотив образ его жительницы. Безусловно, они занимаются этим уже несколько сезонов поряд — в меру своего таланта и творческого потенциала. Но именно обращение к цветам во всех ипостасях — от принтов до вышивок и инкрустаций — можно считать поворотным моментом подобных экспериментов. Чтобы по-настоящему войти в эпоху новой женственности, моде необходимо выяснить отношения с последней цитаделью романтизма. Развитие моды — часть культурной истории, а значит, подчиняется общей логике смены эпох. Началом ХХ века историки считают 1914-й, год начала Первой мировой, а XXI век в моде наступит, очевидно, в 2014-м, когда дизайнеры окончательно предпочтут видению райского сада фантасмагорический сад из «Алисы в стране чудес». Сад будущего — скорее фантазия, в которой естественная красота цветов преломляется сквозь призму пикселей и реинкарнирует в натуралистичные фотопринты, вступая в диалог со стритстайлом.
В общем-то, все, что происходит, вполне закономерно. Как не согласиться с основателем Acne Джонни Йоханссоном, апологетом уличной моды, на базе которой формируется современное понимание стиля! Он как-то сказал, что «в век глобализации, экологически-ориентированного мышления и адронного коллайдера невозможно продолжать умиляться цветочкам и лишенной глубины, чисто внешней красоте». С этим не поспоришь: традиционным цветочным стилям явно не хватает динамики, характера, ритма и главное — актуального подтекста. Словом, всего, что отличает сегодняшнюю моду от моды прошлого.
Новое прочтение темы проявилось для начала в традиционных для весенне-летних показов «цветущих» декорациях. Буколическим садикам и романтическим розариям дизайнеры предпочли совсем другие ландшафты. Самой востребованной оказалась тема диких зарослей: массивные тростники и листья у Hermès, свисающие лианы у Moncler Gamme Rouge, яркая экзотика тропических растений у Dior — идеальный фон для зарисовок на тему «бетонных джунглей», с которыми часто сравнивают современные мегаполисы.
Подобная трактовка «цветочной сценографии» отнюдь не случайна. В актуальной интерпретации цветы — прежде всего неотъемлемый атрибут городского повседневного стиля, а floral street- style — не фигура речи, а вполне оформившаяся модная тенденция. Кристофер Кейн декорировал длинные платья-футболки, минималистские топы и прямые юбки из шелка лавандового и мятного оттенков крупными прорезями-лепестками. Ощущение свежести, глоток воздуха, переведенный на fashion-язык, — модели Christopher Kane воплощают пронзительную и обостренную чувствительность к природе, которую можно встретить только у прожженного горожанина. Сам дизайнер, кстати, не раз заявлял, что цветы интересуют его прежде всего как источник кислорода. Во второй части коллекции Кейн и вовсе ушел в прикладную ботанику и обратился к репродуктивным органам растений, представив платья, топы, свитшоты и юбки с аппликациями и перфорированными изображениями тычинок, пестиков и бутонов.
Джонатан Сондерс со свойственной ему свободой владения принтом и цветом смешал в калейдоскопично ярких образах в духе люксовой версии tom boy разномастные цветочные принты и вышивки. Коллекция Versace пронизана рокерскими мотивами: объемные рубашки, кожаные облегающие брюки, металлизированные платья-футболки, бандажные топы, жесткий серый деним, отделка цепями. Цветочные принты в духе стрит-арта и коллажные орнаменты стали удачным компромиссом между женственной романтикой и рокерской эстетикой.
Любитель парадоксов Гийом Анри, креативный директор Carven, «рассадил» крупные цветы-аппликации на гиперобъемные укороченные черные жакеты и пальто. Эффектные розы перетягивают на себя все внимание, но если присмотреться, в громоздких силуэтах угадываются базовые модели из денима — джинсовая куртка, юбка, тренч.
У Marni модный принт раскрыт в стилистике 1960-х: крупные «обойные» рисунки с вертикальной композицией и мелкие винтажные стилизованные цветочки украшают длинные платья и ансамбли из топов и юбок, в которых спортивная эстетика смешалась с деликатными намеками на костюм Юго-Восточной Азии. Не обошлось и без объемных, артизанально выполненных цветов — ими Консуэло Кастильони декорировала ансамбли из бомберов, микроскопических топов и юбок-туб.
Рельефные 3D-цветы царят на подиумах не первый сезон. Но их актуальные интерпретации также находятся под явным влиянием уличного стиля и более прагматичной идеи элегантности. У Antonio Berardi они расцветают на моделях с мальчиковыми силуэтами — объемных свитшотах, асимметричных струящихся юбках и топах. Приучивший нас к суперженственному ретрошику Джамбаттиста Валли разразился платьями, топами, юбками и легкими летними пальто простых силуэтов, украшенными цветочными аппликациями-гирляндами. Лейтмотив коллекции Prada — смешение спортивного стиля, уличной настенной активистской живописи и эстетики кутюра: расшитые блестящими бутоньерками из пайеток бюстье дополняют трикотажные прямые платья спортивного кроя со стилизованными рисунками крупных женских лиц.
Впрочем, для многих дизайнеров цветы — самый непосредственный, доступный для восприятия и запоминающийся образ, чтобы высказаться на конкретную тему. Более традиционное, по сравнению с коллегами, использование декоративных аппликаций с объемными цветами мы видим у Dolce & Gabbana: изумительные по красоте веточки цветущего миндаля на коротких платьях-туниках, легких укороченных пальто и платьях классической длины до колена — еще одно напоминание о любимой дизайнерами Сицилии. Раф Симмонс в коллекции для Dior воспользовался цветочной символикой, чтобы в очередной раз высказаться на тему диоровского наследия. Собранные из мельчайших плиссировок силуэты New Look дизайнер раскрасил в кислотно-тропические, агрессивно-яркие, оранжевые, голубые и лиловые оттенки. Тему «обратной стороны рая» продолжают плиссированные платья и юбки клеш с аппликациями-слоганами.
При всем многообразии трактовок дизайнерская мысль явно движется в одном направлении — поиск новых символов и образов женственности продолжается, и цветочная символика играет в нем не последнюю роль. Антонио Маррас, создавая лаконичные платья, деликатно намекающие на самые разные стили — от рококо до бель эпок, вдохновлялся работами американской художницы и скульптора Кэти Руттенберг. Главная тема ее творчества — женщина и природа — нашла у Марраса интересное воплощение: модели балансируют на контрастах — сдержанность и чувственность, темпераментность и спокойствие, скромность и яркость. Вам это ничего не напоминает? La donna è mobile — cердце красавиц склонно к измене. И это как раз то, чего не смогут изменить ни культура мегаполиса, ни пресловутая глобализация, ни тем более непонятный и загадочный адронный коллайдер.