Anya Hindmarch
Anya Hindmarch
Фото
imaxtree.com

Года полтора назад на показах мы встретили Тома Биннса — того самого дизайнера роскошных украшений с неоновыми черепами. Выглядел он точь-в-точь как фанат «Манчестер Юнайтед», приехавший на матч из самого неблагополучного района: куртка-бомбер МА-1 с оранжевой подкладкой, ­шапка бини, черные джинсы и кроссовки. «Куртка у вас модная», — решила сделать комплимент ­старший редактор отдела моды ELLE Рената Харькова. Биннса при этих словах чуть удар не хватил: «Да я ее на рынке покупал, думал, на Неделях моды никто в таких не ходит! Пойду переоденусь, раз так». В наивном стремлении слиться с толпой простых смертных, не имеющих отношения к миру моды, Том Биннс случайно оказался в другой модной компании — последователей стиля нормкор.

Moschino
Moschino
Фото
imaxtree.com

Немного истории: легенда гласит, что хипстеры Сохо принялись копировать стиль туристов из Колорадо еще в 2011 году — биркенштоки с носками, кепки Yankees, футболки без надписей, простые джинсы или шорты. Все это великолепие было реакцией на безумный хоровод тенденций, всевозможных маст-хэвов, блистающих на страницах журналов ровно три месяца, а потом навеки исче­зающих в бездонных гардеробах it-girls.

Haider Ackermann
Haider Ackermann
Фото
imaxtree.com

Первой, кто попытался адаптировать нормкор к подиуму, стала Фиби Фило из Céline, выпустившая в прошлом году вариацию на тему биркенштоков с меховой стелькой. В наступившем осенне-зимнем сезоне подтянулись и остальные. Правда, у большинства нормкор напоминает офисную униформу. Кристоф Лемер показал шерстяные костюмы простого кроя и в своей именной коллекции, и в коллекции Hermès. Такие же, только из тканей подешевле, можно найти в любом магазине любого города. Дизайнерская команда Jil Sander довела традиционный минимализм до наивысшего уровня, представив практически стерильные в своей безликости комплекты из жакетов, брюк и пальто. Даже в Maison Martin Margiela на время правления нормкора забыли об авангарде: двубортный клетчатый костюм — самая обычная вещь, когда-либо выпускавшаяся брендом. В этой компании оказался и мастер наворотов, вышивок и безумных идей Кристофер Кейн — у него теперь можно найти обыкновенные черные брюки, черные блузки и черные пальто с широченными лацканами, как на мужских ­костюмах.

Moschino
Moschino
Фото
imaxtree.com
Jil Sander
Jil Sander
Фото
imaxtree.com

Среди всех знаменитых имен по-настоящему доверять в вопросах нормкора можно, наверное, только Миучче Праде. Все-таки свою империю она когда-то начала с простого рюкзака и, как бывший член коммунистической партии, точно знает, что означает безликое равенство. В своей коллекции Miu Miu Прада задается вопросом: что есть нормальность? Красочные сюрреалистические идеи, которые теряют актуальность через сезон? Или простой и вечный функциональный дизайн? Коллекция Miu Miu открывалась скромными куртками пастельных тонов и заканчивалась ими же — выполненными из роскошного б­лестящего жаккарда и надетыми на платья, расшитые пайетками. И в этой трансформации — вся сущность модного нормкора. Он не может существовать как тренд, потому что даже самым безликим вещам дизайнеры придумывают индивидуальный облик.

Сам термин «нормкор» придумали художники из агентства K-Hole в прошлом году, не придавая этому явлению модного значения. Для них термин обозначал скорее отношение к жизни в целом: главное — не одежда, а душа. Одеться как все — не значит стать как все, ведь люди и так все разные.

Christopher kane
Christopher kane
Фото
imaxtree.com
Chanel
Chanel
Фото
imaxtree.com
ViKtor & Rolf
ViKtor & Rolf
Фото
imaxtree.com
HermÈs
HermÈs
Фото
imaxtree.com
Moschino
Moschino
Фото
imaxtree.com

Последователи нормкора заявляют, что красочные модные наряды — зыбки и одноразовы, в то время как обычная одежда — навсегда. Впрочем, ничто не вечно, и мода честно в этом признается. Бренды ­штампуют по шесть коллекций в год, успевая выпускать еще по паре коллабораций, капсульных линий и вдобавок —специальные версии знаковых вещей для отдельных маркетинговых проектов. Из космических скоростей, которые раньше были по силам лишь гигантам массмаркета, родилось еще одно ­актуальное явление — fast fashion, «быстрая мода», которое тут же по-своему обыграли дизайнеры легендарных Домов и независимые молодые марки.

Началось все с неказистых пакетов, выступивших на подиуме в качестве аксессуаров. В 2011 году Раф Симонс выпустил такой на показе Jil Sander, а в прошлом сезоне на подобный шаг решился Альбер Эльбаз — его модели ­дефилировали с черными целлофановыми пакетами. ­Метафора расплывчата, но в целом понятна: аксессуарные маст-хэвы, меняющиеся каждый сезон, такие же одноразовые, как пакеты для продуктов. Показ коллекции Chanel осенне-зимнего сезона был стилизован под супермаркет: полки ломились от бытовых товаров с двумя пересекающимися «С» — начиная с упаковки бумажных платков и заканчивая электропилой. Цены — от 20 до 50 центов.

hermÈs
HermÈs
Фото
imaxtree.com
michael kors
Michael Kors
Фото
imaxtree.com
Christopher Kane
Christopher Kane
Фото
imaxtree.com
Christophe lemaire
Christophe Lemaire
Фото
imaxtree.com
Chanel
Chanel
Фото
imaxtree.com

Карлу Лагерфельду отлично удалась сатира на оголтелый консюмеризм современности. Показательно, что после шоу гости пытались прихватить с полки свой кусочек Сhanel. Кроме этой изящной шутки, дизайнер наглядно продемонстрировал, что у модных товаров, как и у продовольственных, есть свой срок годности — один сезон. У дизайнера аксессуаров Ани Хиндмарч сумки и клатчи этой осенью тоже выглядят как продукты потребления: коробки из-под печенья, ­пакеты от стирального порошка. Ту же тему повторяет коллекция Moschino, придуманная шутником Джереми Скоттом: вечерние платья из оберток конфет, свитеры с обыгранным в стиле Moschino логотипом McDonald’s. Одежда сегодня, говорит Скотт, тот же фастфуд, который схватил на бегу и тут же забыл, а значит, не стоит относиться к нему ­слишком ­серьезно.

Выходит, что и нормкор немногим лучше — постмодернистская шутка, модный симулякр. Отрицая мимолетные тренды, он сам превратился в один из них. Но пока этот тренд не сменился чем-нибудь еще, стоит адаптировать к жизни его основную идею — научиться принимать окружающих такими, какие они есть. Будь на них водолазка, как у Стива Джобса, или кричащее платье Ashish, которое забудется через три месяца. Вывод здесь почти как по Сорокину: норма — она у каждого своя.

Acne StudioS
Acne StudioS
Фото
imaxtree.com
Viktor & Rolf
Viktor & Rolf
Фото
imaxtree.com
HermÈs
HermÈs
Фото
imaxtree.com
Jil Sander
Jil Sander
Фото
imaxtree.com