На долгие годы: зачем отказываться от fast fashion в пользу «вдумчивой моды»?

Интервью ELLE с Джоном Си Джеем, креативным директором Fast Retailing, любимым «родителем» популярного японского бренда UNIQLO

Заблуждение полагать, что в индустрии моды есть состоявшиеся легенды лишь из числа дизайнеров, которые стоят у руля именитых люксовых брендов. Культовые личности руководят целыми конгломератами, как, например, компанией Fast Retailing, которой принадлежит марка UNIQLO. Креативный директор Джон Си Джей в кулуарах бизнеса в представлении не нуждается. На его талант равняются не только в Японии, но и в Штатах. А поговорить с ним хотя бы несколько минут — колоссальная профессиональная удача. Как и положено человеку, чье становление прошло в рекламном бизнесе, он очаровывает с первых слов, а выводы, к которым приходит в рассуждениях, стоит взять на вооружение большинству коллег по цеху.

На долгие годы: зачем отказываться от fast fashion в пользу «вдумчивой моды»? (фото 1)

Какая связь существует между наукой и модой в современной fashion-индустрии и в коллекциях марки?

Когда я работал в рекламном бизнесе, то каждому новому клиенту задавал в первую очередь вопрос: «Для чего вы существуете?» На мой взгляд ответ на него должен соответствовать ДНК-бренда. Что отличает вас от других? Если применить эту формулу к нам: это будет ремесло и инновации. Сотни лет текстильной промышленности и десятки — инноваций. Ведь если и есть что-то уникальное, что Япония экспортирует в сфере моды — так это инновации в текстиле. Именно последние позволяют сделать так, чтобы платье сидело на женщине лучше и безупречно подчеркивало ее формы. Для того, чтобы мы продвигались вперед ремеслу нужны самые современные технологии. Это крепкий союз.

На долгие годы: зачем отказываться от fast fashion в пользу «вдумчивой моды»? (фото 3)

В своей работе вы постоянно обращаетесь не только к технологиям, но и к теме искусства. Что вас вдохновляет?

Я активно поддерживаю молодых современных художников, которые только-только начинают свой путь. Я стараюсь находить их во всех точках мира. Например, в Японии у UNIQLO действует специальная программа поддержки молодых талантов. Благодаря ей, они могут поехать в США. Я очень тесно связан с местной арт-сферой, поэтому стараюсь находить для них площадки и студии. Мой основной интерес — оказывать художникам любую необходимую поддержку, которая поможет им стать теми, кем они хотят. Я посвящаю этому очень большую часть своего времени. Так что я окружен современными художниками и постоянно ими вдохновляюсь.

Можете назвать конкретные имена?

Например, сейчас я работаю с KAWS. Мы знакомы очень давно. Как и со множеством художников его поколения, теми, кто стал известен в девяностые. Когда я работаю с молодыми авторами, то не знаю — станут ли они в последствии известными или нет. Меня это не интересует. Важно, найти человека с искрой в глазах, направить его, помочь, рассказать о тех ошибках, которые я сам совершал, чтобы он их не повторял.

В сознании многих UNIQLO — это представитель fast fashion. Но вы, напротив, позиционируете себя как адепты slow fashion. Можете объяснить, на чем это основывается?

Slow fashion — это как slow cooking. Когда ты делаешь что-то качественно и вдумчиво. Компания UNIQLO создавалась на базе Fast Retailing. То есть основная цель, которую мы перед собой ставили: как можно быстрее донести наши инновации до конечного потребителя. Но к сожалению, в индустрии моды появилось такое понятие как fast fashion. Но UNIQLO не имеет к этому никакого отношения. Мы отказываемся производить «одноразовую» одежду. Мы ставим доступные цены на качественные вещи, чтобы вы их покупали, но они должны оставаться в вашем гардеробе долгие годы. Мы ни в коем случае не просим вас их выбрасывать. Так что наша работа — в тщательном продумывании всех деталей. Знаете, я обожаю обучать своих партнеров в Японии разным американизмам. Буквально на днях, скажем, мы обсуждали фразу sweat to details — «потеть/умирать за детали», то есть заботиться обо всех мелочах. Это то, чем занимается наша компания. Мой партнер часто любит повторять, что «наши вещи должны жить столько же — сколько мы в них вкладываем: времени, души, таланта». Мне кажется, что это и есть главный принцип slow fashion.