25 августа в онлайн-кинотеатре KION вышел
Пожалуй, при упоминании проституции в кино первым делом вспоминается «Красотка». Голливудская сказка 1990 года — яркий пример одного из главных мифов о секс-работе. Продажа собственного тела в этой картине крайне романтизирована и представлена как возможность найти любовь и выбиться в люди. «Где бы еще Вивьен урвала себе красавца, джентльмена и богача, если не „за работой“ на обочине?» — как бы намекают нам создатели. Почти ни о каких минусах такого карьерного пути нет и речи, кроме, разве что, низкого уровня эрудиции, отсутствия светских манер и невозможности закупаться в дорогих бутиках. Впрочем, разве каждая обладательница диплома об инженерном, юридическом или экономическом образовании может похвастаться ежедневными закупками в магазинах люксовых брендов? Казалось бы, чем же в таком случае проституция хуже?
Более современные киноработы дают ответ на этот вопрос. Так, например, итальянский сериал «Девичьи секреты», снятый по заказу Netflix, рассказывает куда менее счастливую историю о молодых девушках, занимающихся проституцией. Поначалу юные героини действительно более-менее самостоятельно принимают решение подзаработать, вырваться из оков гиперопекающих родителей и ощутить себя взрослыми, однако довольно скоро мятежные школьницы понимают, что выбраться из этого бизнеса гораздо труднее, чем в него попасть. Некоторая дуальность в репрезентации секс-работы здесь присутствует: девушек то показывают хозяйками положения, искусительницами и охотницами, примеряющими новые наряды и без проблем обводящими опытных бандитов вокруг пальца, то они вдруг становятся жертвами обстоятельств, жизнь и репутация которых может зависеть от загрузки в сеть одного-единственного видеоролика. Но разобраться, кем же являются героини на самом деле, несложно: достаточно вспомнить, что перед нами — девочки, которым нет и 18 лет. На регулярной основе они оказываются наедине с абсолютно незнакомыми взрослыми мужчинами, покупающими секс за деньги и считающими, что им позволено все. Добавьте к этому бескомпромиссных и жестоких кураторов-сутенеров, психологическое давление, шантаж, постоянный страх быть раскрытыми и униженными, и у вас не останется сомнений: это совсем не «такая же работа».
«В кино нет устойчивых или однозначных образов, они будут меняться от культурно-исторической повестки в обществе. То есть когда-то явление будет романтизироваться, а когда-то — осуждаться. Что касается полярности в изображении и восприятии секс-работы, то ее можно наблюдать с древнейших времен, когда существовала храмовая проституция и обычная, портовая. В первом случае к женщине шли напитать душу, во втором — справить нужду. Правовые различия между иеродолой (надиту, посвященной женщиной, сестрой бога, условной Таис Афинской) и обычной проституткой были официально закреплены и ни у кого не вызывали вопросов. Что касается кино, то появление образа проститутки на экране связано с запросами публики на скандал и сенсацию: изначально это была просто горячая тема, а потом появилась та самая дуальность, как у шумеров или древних греков, с одним отличием — в первом случае речь шла не о служении богам, а об изображении определенной концепции, популярной в обществе», — Светлана Смагина, автор книги «Публичная женщина или публичная личность? Женские образы в кино».
Еще один пример репрезентации секс-работы в кино — польский фильм «Эскортницы» Марии Садовски, вышедший в 2021 году. Поучительная сказка довольно наглядно демонстрирует оборотную сторону красивой жизни с глянцевых обложек и отфошополенных картинок в соцсетях. Многообещающие свидания с арабскими шейхами быстро превращаются в жуткие и безвыходные закрытые вечеринки с хамскими хватаниями, беспорядочными оргиями и ужасающим калейдоскопом зверских изнасилований. «Запомни: это не они нас трахают, а мы — их», — поначалу учит одна эскортница другую, но к финалу картины становится понятно, что эти наставления были всего лишь пустым звуком. Как опытные служители культа вешают новым прихожанам на уши лапшу, чтобы покрепче привязать их к секте, так давно проституированные героини фильма рисуют перед новенькими радужные перспективы, не рассказывая о минусах выбранного пути. На деле же ценность человеческой жизни стремительно падает, если этот человек — очередная наивная девочка, желавшая подзаработать эскортом и исчезнувшая без следа в бескрайних пустынях Дубая.
Хотя в современном кино о трудностях представительниц первой древнейшей говорят чаще, можно найти и примеры романтизации. Так, в 2013 году Франсуа Озон выпустил фильм «Молода и прекрасна» о несовершеннолетней девушке, которая в поисках нежности и любви начинает за деньги спать с мужчинами старше себя. Очаровательная француженка из состоятельной семьи с фарфоровой кожей и дорогими украшениями никак не вяжется с пугающей статистикой секс-траффикинга. В центре сюжета — обеспеченная девушка, которая занялась секс-работой от скуки, среди ее клиентов — сплошь приятные (насколько вообще могут быть приятными семнадцатилетней школьнице мужчины в пять раз старше) учтивые и галантные джентльмены. Относительно открытый финал оставляет зрителя с ощущением, что ничего страшного в жизни девочки не произошло, а опыт продажи своего тела никак не повлиял на ее психику, лишь помог лучше исследовать собственную сексуальность.
Справедливости ради, стоит отметить, что и среди кинематографистов прошлого единого взгляда на секс-работу не было. Пока одни вовсю романтизировали это социальное явление, другие выставляли на всеобщее обозрение неприглядную реальность. Так, на контрасте с «Молода и прекрасна» совершенно другими красками играет история из позднесоветского проката. Культовая «Интердевочка» буквально окунает зрителя в грязь лицом. Поразительно смелое, дерзкое и откровенное даже для нашего времени, что уж говорить о 1989, кино рассказывает об ужасающе нелегкой судьбе валютной проститутки с трагическим финалом. Даже после отъезда из СССР жизнь героини — сплошная беспросветность, неустроенность, вечное преодоление нескончаемых трудностей и непрекращающиеся унижения. Никаких золотых браслетов, шелковых простыней и наивной легкости, пронизывающей картину Франсуа Озона, здесь искать не стоит.
Похожее видение проблемы представили в начале 2000-х создатели фильма «Лиля навсегда». Основанное на реальной истории литовской шестнадцатилетней девушки, это кино отказывается от романтизации проституции и обнажает проблему сексуального рабства. Впрочем, еще до того, как главная героиня оказывается запертой в незнакомой квартире в чужой стране, где ее регулярно эксплуатируют сутенеры и клиенты, она сталкивается с резким поражением в правах. Как только ее друзьям и соседям становится известно, чем она занимается, недавние товарищи подвергают ее насилию, считая ее априори доступной и согласной на близость.
Создается впечатление, что чем сюжет ближе к реальности, тем он трагичнее. Это подтверждает и британский сериал «Тайный дневник девушки по вызову», основанный на дневнике и книгах женщины под псевдонимом Belle de Jour («Дневная красавица»). Откровения бывшей секс-работницы позволяют глубже понять, с каким количеством стресса, страха быть раскрытой своими родными, прямых угроз от навязчивых клиентов и банального риска чем-нибудь заразиться сопряжена эта деятельность. Несмотря на то, что полуанонимная драма о британской call girl подана в несколько юмористическом ключе, тема небезопасности проходит сквозь нее красной нитью. Однако сериал не раз критиковался за гламуризацию и нереалистичное изображение жизни секс-работниц: главная героиня сериала Белль совсем не попадает под образ жертвы и кажется искренне увлеченной своим занятием.
Если верить статистике и документальным свидетельствам женщин, занятых в секс-индустрии, реальная проституция — это далеко не только стильные блузки, купленные на легко доставшиеся деньги, не красивое дефиле на каблуках по коридору фешенебельной гостиницы и не безграничные возможности для нетворкинга или поиска любви. Хотя небольшой процент попадает в эскорт по собственной воле, основную массу секс-работниц на этот шаг толкают обстоятельства. И род деятельности этот сопряжен с большим количеством рисков, о которых нечасто говорят вслух. Сама по себе секс-работа — это постоянная необходимость близко взаимодействовать с самыми разными людьми, не все из которых вызывают влечение или хотя бы симпатию. Кроме того, индустрия не дает женщинам социальной защищенности, льгот, медицинской страховки или хотя бы права предать огласке истории о происходящем «на производстве» насилии. Зачастую за притягательной картинкой жизни, полной путешествий, красивых нарядов и обходительных поклонников, скрывается жестокая реальность с эксплуатирующими сутенерами, сфокусированными на собственном заработке, и их подопечными, не всегда способными уйти из профессии без помощи извне.
Смотрите сериал «Жизнь по вызову»