Наш парижский инсайдер отправилась на торжественный день рождения Друзей Оперы Arop (Association pour le Rayonnement de l’Opéra national de Paris) — организации меценатов в этом году исполняется сорок лет. Как прошло мероприятие в бастующем Париже — именно танцоры национальной Оперы стали главным символом протеста против пенсионной реформы — в нашем материале.

Звуки музыки: как в Париже прошел юбилейный гала-вечер Друзей Оперы Arop (фото 1)

Когда в начале января мне позвонил Мишель, глава культурного департамента пресс-агентства Karla Otto, и рассказал о планах Друзей Оперы Arop, я сильно удивилась. Как же мы будем праздновать юбилей главной организации меценатов и любителей прекрасного, если танцоры и певцы, да и весь музыкальный и технический состав оперы дружно бастуют против пенсионной реформы? Сейчас во Франции танцоры попадают под особый пенсионный режим — им положены государственные отчисления после обязательного завершения карьеры в 42 года. За этот режим они готовы биться до последнего — все коллеги с ними солидарны, в итоге спектакли один за другим отменялись, и Национальная опера понесла колоссальные потери в миллионы евро. В середине января после пяти недель активной борьбы спектакли возобновили, и Друзья Оперы твердо решили, что гала-вечер, намеченный на конец февраля, должен обязательно состояться — даже если параллельно с ним скандальную реформу рассматривают в Национальной Ассамблее — нижней палате Французского парламента, а Париж регулярно мобилизуется и борется за свои права.

Звуки музыки: как в Париже прошел юбилейный гала-вечер Друзей Оперы Arop (фото 3)

«Мы должны помочь Опере заново воссоединиться со своей публикой! Перевернуть страницу бунта танцоров и начать с чистого листа. Сейчас это как никогда важно», — объясняет президент ассоциации Друзей Оперы Arop Жан-Лоран Боннаффе (он же в обычной жизни и президент крупнейшего французского банка BNP Paribas — одного из главных меценатов Национальной оперы из частного сектора). Но речь идет не только о моральной поддержке, но и о финансовой. Только подумать, что Друзьям Оперы Arop, по данным деловой газеты Les Echos, удалось только за прошлый год собрать более 17,4 миллионов евро (а с учетом купленных меценатами мест и того больше — около 23,7 миллиона евро). И даже если это не такие большие суммы, как у американских аналогов, все равно, по словам директора Парижской оперы Стефана Лисснера, эти деньги помогают покрыть 40 процентов бюджета на постановки (еще 45 процентов — это государственные субсидии, которые сокращают с каждым годом). И за один только гала-вечер удалось собрать более 400 000 евро. И в данной ситуации такой бюджет точно не будет лишним.

Звуки музыки: как в Париже прошел юбилейный гала-вечер Друзей Оперы Arop (фото 5.1)
Звуки музыки: как в Париже прошел юбилейный гала-вечер Друзей Оперы Arop (фото 5.2)

Перед началом спектакля к нам выходит конферансье — я боюсь, что это плохой знак и сейчас снова все отменят. Но нет, он приветствует нас в Опере Гарнье и предупреждает, что артисты хотят, чтобы нам зачитали сообщение от них, которое теперь здесь принято озвучивать перед всеми выступлениями. «Даже если мы приостановили забастовку и спектакли возобновились, мы по-прежнему мобилизованы и будем добиваться отмены проекта реформы…» Эти сильные слова, к моему удивлению, были встречены сразу и аплодисментами зала, и свистом. Выходит, общество Друзей Оперы тоже разбилось на части — кто-то поддерживает артистов, а кто-то поддерживает президента Макрона и его премьер-министра Эдуара Филиппе.

Гала-спектакль построен вокруг главных голосов Парижской оперы. Ее легендарного хора и солистов сезона — четырех сопрано Претти Иенде, Елены Стихиной, Александры Курзак и Марии Агреста, трех теноров Бенджамина Бренхема, Жана-Франсуа Борраса, Ксавье Андулага и одного баритона Людовика Тезье. Программа, как и главные голоса оперы, максимально интернациональна — зрителю приятно оказаться на концерте, где поют о главном на всех оперных языках — итальянском («Дон Карлос», «Риголетто», «Макбет» Верди, «Любовный напиток» Доницетти, «Мадам Баттерфляй» Пуччини), французском («Манон» Массне и «Дочь полка» Доницетти), немецком («Валькирия» Вагнера), польском («Галька» Монюшко) и русском. На русском прозвучали открывшие второй акт «Половецкие пляски» из оперы Бородина «Князь Игорь» в исполнении хора Оперы и ария «Куда, куда вы удалились» из оперы Чайковского «Евгений Онегин» в исполнении тенора Бенджамина Бренхема. По традиции каждый из солистов поет по отдельности, а потом на бис они исполняют вместе отрывок из «Травиаты» Верди застольную композицию Верди «Libiamo ne' lieti calici» (в пер. с итал. «Поднимем мы кубки веселья»). Это верный знак, что пора переходить ко второй части мероприятия — торжественному ужину на 600 гостей.

Звуки музыки: как в Париже прошел юбилейный гала-вечер Друзей Оперы Arop (фото 7.1)
Моника де ла Вилладьер и Камий Шарьер
Звуки музыки: как в Париже прошел юбилейный гала-вечер Друзей Оперы Arop (фото 7.2)
Кейси Вадвалладер

Так как в этот раз гала-вечер Друзей Оперы выпал на Неделю моды, со мной рядом, как и на спектакле, сидят мои коллеги — журналисты Моника де ла Вилладьер и Камий Шарьер, дизайнер Mugler Кейси Вадвалладер (буквально на следующий день после показа его коллекции) и самая модная пара на музыкальной сцене — певица Клара Люсиани и ее бойфренд, солист группы The Franz Ferdinand Алекс Капранос. Мы обсуждаем не только выступления — почему-то всем запомнилась опера на русском языке (что, конечно же, приятно), — но и главную тему модного месяца — коронавирус и как с ним бороться. Не уверена, что это было связано с вирусом, но двое гостей с нашего стола так и не появились в этот вечер в опере.

Еще одна важная тема нашего модного стола — как выбрать наряд на торжественное мероприятие. Клара, как и многие музыканты, сделала ставку на платье в стиле 70-х Celine — она всегда важный гость креативного директора марки, меломана Эди Слимана. Камий и Моника живут между Парижем и Лондоном и любят британских дизайнеров, поэтому у Камий платье с архитектурными вырезами ее друга-дизайнера Джонатана Андерсона, у Моники — розово-лососевое со складками от еще одного англичанина Кристофера Кейна. Я тоже решила сделать выбор в пользу «родных дизайнеров» — на мне черное платье с запахом и рукавами-фонариками марки из Петербурга my812, и, кстати, на него сразу же обратил внимание Кейси из Mugler.

Звуки музыки: как в Париже прошел юбилейный гала-вечер Друзей Оперы Arop (фото 9.1)
Клара Люсиани
Звуки музыки: как в Париже прошел юбилейный гала-вечер Друзей Оперы Arop (фото 9.2)
Людовик де Сен Сернан

На этот раз в меню от шеф-повара Кристофа Ларра без сюрпризов — закуски с черной икрой, нежнейшее суфле из сибаса с трюфелем, голубь с соусом из фуа-гра, овощами и топинамбуром из артишоков. Классика, которая придется по вкусу любому гурману, была дополнена не менее традиционным десертом от кондитера Лионеля Альмана — грушей с лимонной глазурью. После ужина мы дружно спешим на бал — в самых нижних залах оперы, в ротонде des Abonnés, проходит зажигательный джаз-концерт свинг-оркестра Galaad Moutoz, где танцуют буквально все: и меценаты-банкиры, и дизайнер Людовик де Сен Сернан, и режиссер Иван Атталь, и художница Хлои Вайз, и певица Соко.

Юбилейный гала вечер друзей-оперы AROP организован при дружеской поддержке Rolex.