Альбер Эльбаз встречает меня с экрана компьютера без фирменного розового галстука-бабочки, зато сразу в двух масках и с антибактериальным гелем в руке: настоящий ипохондрик, он отказывается фотографироваться, дает интервью только по Zoom, а в своем кабинете на всякий случай установил пластиковые перегородки. Ведь здоровье превыше всего. «Меня часто спрашивают: „Альбер, почему ты еще не создал дизайнерские маски?“, — сетует Эльбаз. — А я отвечаю, что не могу, для меня это серьезный момент. Я сам ношу только медицинские хирургические маски. Кстати, они подходят к любому наряду. Так что оставлю это поле профессионалам медицины».
Эльбаз снимает маску и начинает рассказ о своем пути домой, то есть к любимому делу. После болезненного расставания с Lanvin, где он прослужил креативным директором без малого 14 лет, Альбер решил взять паузу — он много путешествовал, завел свой Instagram (запрещенная в России экстремистская организация) и не на шутку заинтересовался технологиями. Добрался аж до Кремниевой долины, читал лекции студентам по всему миру и даже был судьей в модных конкурсах: «Забавное ощущение, просыпаешься утром, а ты судья! Правда, я быстро отказался от этой почетной роли. Ну кто я такой, чтобы выносить решения, что хорошо, а что плохо?» Но главное — он наблюдал. Как изменились женщины? Что им сегодня нужно? И как он может им помочь? Когда картинка выстроилась в голове, он стал искать инвесторов и заключил контракт со швейцарской компанией Richemont. Эльбаз говорит, что это они его выбрали, а не он их — но это не совсем так. Мы же понимаем, что случилось это только потому, что в Richemont поверили в его мечту о моде со ставкой на новейшие технологии. Так появился проект AZ Factory — дружный стартап в 25 человек, лаборатория модных экспериментов во главе с главным романтиком мира моды Альбером Эльбазом.
Для дебютной коллекции Альбер выбрал, пожалуй, самую экспериментальную из Недель моды — haute couture, где провел онлайн-презентацию в формате видеопародии на ток-шоу Show Fashion («Показать моду», игра слов от fashion show — «модный показ». — Прим. ELLE). «В моем фильме акцент не на одежде, а на лицах моделей. Мы привыкли, что они все ходят и ходят по подиуму. Мне же захотелось дать им возможность говорить, чтобы услышать их голоса. Я хотел, чтобы они танцевали, прыгали, смеялись и зарядили вас энергией позитива в это трудное время». Эльбаз снял свою короткометражку не для модной элиты — главных редакторов, стилистов, критиков и инфлюенсеров, а для своих любимых клиенток, которые примут решение рублем, нужны им его платья или нет. Впрочем, он шутит, что женщины-критики после десяти минут разговора с ним о его платьях тоже превращаются в клиенток. А сам Альбер — в продавца, который работает без комиссии, потому что AZ Factory — «это одежда не для обложек журналов, а для настоящих тел». Отсюда и размерная линейка — от XXS до XXXXL, и застежка на цепочке, чтобы независимая обладательница платьев AZ Factory могла их всегда расстегивать и застегивать без посторонней помощи. «Часто говорю, будь я продюсером в Голливуде, я бы заменил Джеймса Бонда на Джейн Бонд — CEO из Кремниевой долины, которой все по плечу. Для меня так выглядит героиня нашего времени. Вовсе не обязательно, чтобы у нее была модельная внешность, может, у нее даже есть пара серебряных прядей и она носит платья размера L или XL. Зато она хозяйка своей жизни — никогда не изменяет себе и абсолютно не боится быть собой».
Отныне Эльбаз — не просто кутюрье большого модного дома, но и шеф оркестра. В его резюме до Lanvin было семь лет работы в Нью-Йорке на американского модельера Джеффри Бина, который научил его ставить интересы женщин превыше всего, а потом пять лет в Париже, где он сначала возглавлял Guy Laroche, а потом Saint Laurent. В общем, в его карьере было разное — и взлеты, и падения, и интриги, но никогда не было Дома своего имени. Он и сейчас элегантно увильнул от этой возможности, назвав свою компанию AZ Factory. Тактично сделал акцент не на себе, а на команде, потому что для Эльбаза мода — это не про эго или конкурс на главного дизайнера поколения, а про то, как сделать женщин счастливыми.
«Сегодня перед женщинами слишком большой выбор из одинаково хороших вещей — неудивительно, что им непросто принять решение: что же купить? Поэтому моя задача не создавать 300 платьев в сезон, а предложить моим клиенткам компактные подборки вещей. И каждый раз я буду делать фокус на одном предмете гардероба». Альбер начал с самого универсального — маленького черного платья. Но сделал его не из привычных для моды кутюрных тканей — атласа, шифона или бархата, а из высокотехнологичных нитей смеси вискозы и лайкры Anato Knit, «обнимающих» женское тело в нужных местах, чтобы поддерживать спину и помогать вам чувствовать себя максимально комфортно. Эльбаз назвал эти платья My Body и сделал их не только в черном, но и в сдержанных белом и бежевом, и в ярких красном и розовом (ткань настолько капризна, что при изменении цвета меняется и ее эластичность, поэтому под каждый тон нужно было создавать свои выкройки). Почему именно розовый? «Это цвет оптимизма! Розовый — это цвет любимых роз, наших щек, жвачки и Золушки — девушки, которая мечтает, верит в лучшее и обязательно находит свое счастье. Знаете, бывает, женщине хочется надеть джинсы и белую футболку, а иногда настроение нарядиться в пышное розовое платье! Уверен, что после всех приключений с вирусом мы будем носить больше цвета». Свои высокотехнологичные платья Альбер дополнил пышными юбками, асимметричными топами и облегающими кэтсьютами и легинсами Switchwear — они идеально подойдут для тех, кто с занятия по йоге сразу отправляется на важный Zoom-звонок или вечеринку. А еще дал задание художникам, которых он нашел в Instagram (запрещенная в России экстремистская организация), придумать рисунки для шелковых пижам на тему любви, чтобы компенсировать нехватку настоящих объятий во время пандемии. И дополнил все самой удобной обувью — кроссовками (без шпилек, но с острым носом) и колье с огромными бусинами и лозунгами, выложенными стразами.
«Всегда задаю себе один и тот же вопрос: чего хотят женщины? Не нужно быть философом, психологом или антропологом, чтобы ответить на него. Достаточно просто внимательно смотреть на мир вокруг вас. В Париже все круглый год бегают в одной и той же одежде. И когда я гулял по набережным Сены, я все никак не мог понять: что же это за ткани, которые можно носить и зимой, и летом? Мы же в моде все меняем по четыре раза в год, а как иначе? Изучил вопрос и узнал, что это функциональный нейлон. Любопытно! Тогда я столкнулся с новой головоломкой: как сделать так, чтобы спортивный материал выглядел кутюрным? Я слышал много-много „нет, это невозможно!“, пока поиски не привели меня на фабрику будущего — стартап из Амстердама Byborre. Это они помогли мне создать визуальные 3D-эффекты на нейлоне, который на взгляд и на ощупь не отличить от блестящего атласа и ребристого жаккарда».
Так появились платья на грани кутюра и высоких технологий SuperTech-SuperChic, в которых можно и идти на свидание, и пробежать марафон по городу. Им даже дождь не помеха (к слову, таким функциональным тканям не нужна химчистка, платья AZ Factory можно стирать дома в стиральной машинке). О своих ноу-хау Эльбаз рассказывает так подробно, что даже дал подрядчикам AZ Factory слово в своем фильме. Не боится ли он, что его идеи могут скопировать конкуренты? Эльбаз уверен, что прозрачный и экологичный бизнес строится без секретов. «Ну и пусть, у фабрик будет еще больше клиентов! Это классно. А я придумаю еще что-нибудь новое».
Эльбаз сравнивает свое ремесло с фабрикой счастья. И даже на работу берет только настоящих мечтателей, тех, кто так же, как он, рвется дотянуться до звезд. «Мы слишком долго ориентировались на дипломы лучших школ, поэтому были окружены одинаковыми мнениями, что в итоге привело к однобокому взгляду на моду. Поэтому у меня в команде есть и молодые выпускники, и семидесятилетние, и французы, и эмигранты. Я убежден, что главное в человеке — его открытость миру и характер. Часто такие редкие самородки не избалованы модными столицами, их нужно искать в пригородах. Например, когда я разговаривал с дизайнерами из Сибири, меня поразило, как сильно им хочется добиться успеха, — и самому захотелось двигать стены и бежать за моей мечтой». А еще он признается мне, что очень любит Россию: в Тель-Авиве они с мамой жили по соседству с русскими эмигрантами. По долгу службы Альбер не раз приезжал в Москву, а среди его поклонниц есть и русские клиентки, для них он создавал волшебные свадебные платья, которые, по легенде, делают союз самым прочным: из 25 заказов распалась только одна пара. Ему нравится русский темперамент, русская еда, он обожает «невероятных» русских женщин и вспоминает вместе со мной свою подругу Аллу Вербер: «Всегда в отличном настроении, у нее не было секретов, а вся ее жизнь была у нас на ладони в Instagram (запрещенная в России экстремистская организация). По-русски я могу сказать лишь „Я люблю тебя“, „Иди сюда“ и „Молодец“, но, когда я заходил к ней на страничку, мне казалось, что я все понимаю. Очень по ней скучаю. Может, Алла слушает нас где-то там на небесах?»
Теперь он и сам фанат Instagram (запрещенная в России экстремистская организация) и нежно называет его лучшим средством «передачи любви на расстоянии». Это средство очень пригодилось дизайнеру в этот непростой год, когда большую часть времени он провел либо дома со своим спутником Алексом Ку, либо у себя на работе, зачастую оставаясь в студии, пока не пробьет полночь. Когда я напоследок спрашиваю его, счастлив ли он, Альбер загадочно улыбается: «Я открыл для себя парадокс моды. Если ты очень доволен тем, что ты делаешь, ты уже позади. Ты будешь всю жизнь воссоздавать одно и то же. Поэтому я отказываюсь считать себя счастливым. Мне хочется быть недовольным и каждый день возвращаться в студию и искать новые решения новых проблем: как еще сделать жизнь женщин проще? Такая у меня работа! Voilà».