Ольга Лефферс
Ольга Лефферс

Искусствовед, основательница галереи Vintage Dream

Стоит ли считать украшения и аксессуары, которые мы видим на моделях во время Недели высокой моды, основными трендами предстоящего сезона? Вопрос непростой, ведь нередко дизайнеры используют их в качестве акцентных деталей, дополняющих основной образ, а не как самостоятельный элемент коллекции. Как бы то ни было, обращать внимание на украшения и аксессуары всегда интересно и познавательно, и осенняя Неделя моды в Милане в этом году не стала исключением.

Возможно, новинки сезона весна-лето-2023 покажутся многим чересчур эксцентричными: например, привлекшие всеобщее внимание украшения лица от Gucci, — однако я бы не спешила отвергать подобные эффектные штрихи, часто совершенно необходимые для создания запоминающегося подиумного образа. Конечно, не стоит ожидать, что, скажем, массивные ювелирные кресты с показов Blumarine или Dolce&Gabbana повсеместно появятся на улицах уже весной следующего года. Скорее, я бы предложила взглянуть на них как на арт-объекты, завершающие яркую дизайнерскую задумку.

Тренд на крупные кресты, щедро усыпанные сверкающими камнями, бесспорно, набирает обороты. Во многом это отсылка к моде 1980-х, запущенной когда-то Мадонной. Именно она стала первой из поп-исполнителей, кто обратился к этой теме, сняв провокационный клип с горящими крестами. Многие тогда осудили певицу, но мода отреагировала по-своему: кресты всех размеров начали носить даже неверующие. В 1997 году Джанни Версаче показал кутюрную коллекцию Atelier Versace с сияющими вечерними платьями с вышивкой в виде готических крестов, а в 2012 году к этому же мотиву обратилась в своей осенне-зимней коллекции уже Донателла Версаче. Сегодня мы видим кресты в коллекции Blumarine, Dolce&Gabbana, Gucci и многих других модных Домов, и, конечно, они давно утратили религиозный характер.

Кресты на сегодняшних моделях Blumarine выполнены в готической стилистике и дополняют несколько мрачноватый, но по-прежнему женственный образ русалки. Потертый голубой и зеленый деним, множество заклепок, чокеры и большие ремни поверх платьев — это уже, безусловно, отсылки к нулевым годам, мода на которые стремительно набирает обороты.

Впрочем, морская тема на миланских показах в этом году обыгрывалась и в совершенно ином ключе. Яркая и оптимистичная коллекция бренда Moschino, сделавшего акцент на деталях в виде спасательных кругов и надувных матрасов, как бы говорит нам: нужно оставаться на плаву несмотря ни на что — даже если весь мир вокруг начинает тонуть. Дизайнер Джереми Скотт использует интересные, гротескные украшения: надувные браслеты и колье, крупные пластиковые серьги и броши открытых, ярких оттенков. Конечно, дутые детали и веселые детские принты, контрастирующие с приталенными, женственными силуэтами — это преувеличение, гротеск. «Иногда нам кажется, что мы тонем, — говорил Джереми Скотт в интервью, — признавая плохие новости, засоряющие наши каналы. Но что бы ни происходило, мы должны экономить место для радости, верно?». Весьма жизнеутверждающий посыл, на мой вкус.

Интересную философскую задумку воплотил в своей новой весенне-летней коллекции и креативный директор Gucci Алессандро Микеле. Он устроил одновременно как бы два показа, разделенных между собой большой ширмой, которая в конце «представления» неожиданно поднялась. Благодаря этому зрители обнаружили, что напротив них сидят точно такие же зрители и по подиуму ходят точно такие же модели в идентичных костюмах. Поначалу кажется, будто это отражение, — но впечатление обманчиво: дизайнер использовал для своего показа близнецов, и двойственность получилась не иллюзорная, а вполне настоящая. В финале сестры и братья протянули друг другу руки и вместе прошлись по подиуму еще раз. В новой коллекции Алессандро Микеле размышляет над двойственностью и дуальностью, схожестью и различиями. И украшения, на мой взгляд, были здесь не менее интересными и яркими, нежели одежда.

Так, нашумевшие украшения для лица (Face jewel), закрывающие нос и скулы модели металлической бахромой, ниспадающей на грудь и плечи, на самом деле уже встречались в коллекциях Gucci и других брендов. Это вновь отсылка к началу 2000-х годов, когда ювелир Шон Лин придумал вместе с английским дизайнером Александром Маккуином много необычных украшений для лица: маску из коллекции Dante, алюминиевую челюсть, доспехи с кристаллами Swarovski и многое другое. Сегодня Алессандро Микеле вновь вернулся к этой теме и развил ее, предложив разные варианты таких украшений — от очков и ободков со свисающей россыпью бриллиантов до очечной оправы, крепящейся на нос металлической пластиной. Таким образом, Микеле соединил в своих украшениях для лица сразу два популярных сегодня мотива: цепи и бахрому. 

 

Цепи не сдают своих позиций. Они мелькали на показах и в виде массивных чокеров, и в качестве тонких длинных цепочек в несколько рядов, и как пояса. Что же касается вездесущей бахромы, теперь она пробралась и в украшения: мы видим ее в коллекциях Etro, Versace и других брендов. 

 

Другой очевидный тренд предстоящего сезона — это металлические аксессуары. Причем если когда-то сочетать разные цвета металлов считалось моветоном, то сегодня это, наоборот, актуально и модно. Например, сочетание цветов металла мы видим в показе Versace: микс трех цветов в одном украшении прекрасно сочетается с другими деталями образа. Крупные серьги-кольца, длинные тонкие цепочки на шею, эффектные чокеры и браслеты, ремни со свисающими цепями — всё это элементы новой коллекции Донателлы Версаче. И, конечно, женственность, игра на контрасте, столь характерные для этого модного Дома. Часы и широкие ремни на талии с массивными пряжками (вновь отсылка к 2000-м), сумки с бахромой, кожаные браслеты, очки с цветными стеклами, сочетание металла и кожи в украшениях — показ Versace поистине поражает воображение.

В завершение этого небольшого обзора я бы отметила также блестящее серебро геометрических форм из коллекции Missoni. Их женственные, динамичные образы прекрасно дополняют крупные акцентные серьги, фирменный зигзаг, неброские тонкие браслеты. Это первый показ бренда, состоявшийся в сотрудничестве с новым креативным директором — Филиппо Грациоли, который, по всей видимости, посвятил новую коллекцию молодым людям, рожденным в 1990-х. Также не могу не отметить украшения для волос в африканском стиле с показа Luisa Beccaria — это самый горячий тренд! Удивительным явлением стала одежда, декорирования украшениями: например, пирсинг и элементы молний на показе Tokyo James. Еще одна яркая, запоминающаяся деталь — с показа Vivetta: иногда было не понятно, что надето на модели: предмет одежды, декорированный как украшение, или украшение, надетое вместо одежды. Определенно, осенняя Неделя моды в Милане стала ярким событием 2022 года, и думаю, что многие тренды, заданные в этом сентябре, мы еще обязательно встретим на подиумах и в жизни.