Людовик XIV
Именно этого французского короля главный куратор Института костюма Эндрю Болтон называет популяризатором кэмпа. Королевский двор во время правления Людовика XIV — это праздник каждый день. На костюмы для театральных представлений, которые проходили чуть ли не каждый день, тратились гигантские суммы, вовсю процветали азартные игры, на кухне трудились сотни поваров. Также в Версале появился штат парикмахеров, потому что Людовик подписал указ об обязательном ношении придворными париков. А трендсеттером Версаля в то время считался брат Людовика, Филипп Орлеанский, — он, кстати, носил преимущественно женские платья.
Оскар Уайльд
Писатель мог появиться на публике в цветочном камзоле, бархатном берете, кружевной рубашке и шелковых чулках. Он не скрывал гомосексуализм (за это и был приговорен лондонским судом к двум годам каторжных работ), видел красоту во всем и считал, что дверной порог может быть таким же восхитительным, как и картина. Именно Уайльд вывел формулу кэмпа, которая работает и сегодня: «Следует либо самим быть произведением искусства, либо носить произведения искусства».
Фанни и Стелла
Настоящие имена Стеллы и Фанни — Фредерик Парк и Эрнест Болтон. Если они появлялись на публике в мужском костюме, то к нему обязательно шла красная помада. Но чаще всего Стеллу и Фанни видели в женских платьях: в них они выступали в театре и флиртовали с незнакомцами, что в викторианской Англии было отважным поступком. В 1870 году мужчин даже арестовали за переодевание и обвинили в сговоре с целью совершения тяжкого преступления. Тем не менее, благодаря вычурности, театральности и смелости в выражении себя Фанни и Стелла стали иконами кэмпа.
Ру Пол
«From Sun King to Drag Queen» — примерно так можно описать персонажей, о которых расскажут на экспозиции. Рассуждая о кэмпе, нельзя пройти мимо Ру Пол — телеведущего и автора реалити-шоу «RuPaul’s Drag Race», который два года подряд получал «Эмми» как лучший ведущий. Впрочем, для современной культуры Ру Пол сделал нечто большее, чем просто запустил шоу о дрэг-королевах. Благодаря его программе кэмп вышел из маргинального сектора и стал мэйнстримом. И именно Ру Пол научил нас не удивляться переодетым в женщин мужчинам, а восхищаться ими.
Алессандро Микеле
Неудивительно, что именно Gucci стали спонсором выставки Института костюма, а креативный директор марки Алессандро Микеле — одним из председателей Met Gala вместе с Леди Гагой и Гарри Стайлзом. Потому что все, что делает Gucci с 2015 года, — чистый кэмп. Мультяшки на дорогих костюмах — это кэмп. Модель, которая выходит на подиум с копией своей головы в руках, — это кэмп. Рекламные кампании с поросятами и козлятами — это кэмп. То, что четыре года назад нам казалось странным, стало привычным и нормальным. Спасибо, дорогой Алессандро, что очистил наши головы от предрассудков, расширил кругозор, научил смешивать высокое с низким и позволил быть смешными и где-то немного нелепыми.
Читайте также: