Гид по винтажным украшениям

Как выбирать, покупать и хранить аксессуары с богатой историей

На радость экоактивистам и тем, кому небезразлична судьба планеты, все больше знаменитостей обращают внимание на винтаж. Популярность вещей из прошлого началась задолго до 2019 года, когда Ким Кардашьян и Карди Би не сговариваясь выбрали для выходов на ковровые дорожки архивы Mugler и Jean Paul Gaultier. Еще в начале нулевых Вайнона Райдер надела платье Pauline Trigère 1940 года на церемонию «Оскар», а Дженнифер Эннистон в Christian Dior времен Диора приехала на премию «Эмми».

Ким Кардашьян в винтажных платьях Mugler
Фото
Splash News/Getty Images

Внимание звезд к винтажу побудило покупателей обратиться «к истории»: ресейл-площадки The RealReal, Vinted и Vestiaire Collective, старый-добрый eBay, маркеты локальных продавцов-коллекционеров стали пропагандировать интерес к работам дизайнеров из далекого прошлого (винтажом считаются вещи старше 20 лет) и осознанное потребление как следствие. Сегодня одежду и аксессуары из 70-х, 80-х, 90-х и 00-х можно купить не только на отдельных платформах по перепродаже люкса, но и, например, на Farfetch во вкладке «Архивные коллекции».

Если ваше знакомство с миром винтажа только начинается, и одежду, которую до вас кто-то носил, рука не поднимается примерить на маркете, начните с украшений. Кольца, подвески, браслеты и клипсы легко дезинфицировать самостоятельно, а дух времени им только к лицу. Как же убедиться в том, что брошь Chanel из 80-х — точно Chanel, а не брат-близнец с черного рынка, а браслет Céline из начала 90-х создан командой Селин Вапиана, а не умельцами, зарабатывающими на неопытных любителях модных редкостей? Мы спросили основательницу магазина винтажных украшений ULTRA Jewerly, участвующего в самом масштабном маркете столицы Vintage Marketplace, Веру Самохину и коллекционера архивных аксессуаров, визажиста Андрея Шилкова об основных правилах выбора и сбережения аксессуаров с историей.

Вера Самохина

Вера Самохина

основательница ULTRA Jewerly

Где искать винтажные украшения, если вы за границей?

Раньше мы ездили в Европу: Нидерланды, Бельгия (в Антверпене много винтажных «блошек»), Париж. Оговорюсь: в Париже очень много подделок. Нужно иметь хорошие насмотренность, «натроганность», чтобы не попасться.

И все же, настоящий рай винтажа — это Америка, в которой было невероятное множество  локальных мануфактур и брендов. Самые популярные из них сейчас — Trifari, Monet, Napier, Coro, Ciner, Carol Lee, Erwin Pearl, Joan Rivers, Avon, Kenneth Jay Lane и Anne Klein.

Украшения из США можно купить в интернете. Несмотря на то, что американцы очень социальны и легко общаются, для них онлайн покупки и онлайн-маркеты — привычная история. Поэтому в период карантина, когда антикварные магазины и блошиные рынки были под замком, продажи винтажа активизировались в закрытых аукционах. Как и в любом клубе, для участия, членства тебя должны либо порекомендовать, либо одобрить — посмотреть продукцию, которую ты имеешь в своем магазине. На аукционах происходит обмен украшениями или коллекциями без оглядки на пандемию, поэтому поставки не останавливались. 

Рекламные кампании бижутерных брендов Avon и Monet

Какие бренды чаще всего имитируют?

Yves Saint Laurent, Chanel, меньше — Dior и Givenchy. Также начали подделывать Christian Lacroix. Объясняется это тем, что все перечисленные бренды сейчас очень популярны и на слуху.

Когда я была последний раз в Париже и приехала на местный крупный блошиный рынок, чтобы закупить Chanel,  по итогу не взяла ничего: закрались сомнения в подлинности товаров. Мы очень дорожим репутацией. Каждое украшение проверяется: и вес, и клеймо, и поставщик. Сверять броши, подвески, клипсы и их клейма можно по каталогам костюмной бижутерии. Они, в основном, американские, а на русский переведен один. Каждый такая книга стоит порядка $200-300, но ее можно найти и в публичной библиотеке в США.

Как определить, что перед вами подделка?

В одной из поставок нам пришло поддельное колье Monet, и опознать его неоригинальность было достаточно просто и по весу, и по внутренней стороне, которая особым образом брашируется (поверхность обрабатывается специальной щеткой). Раньше украшения брашировали вручную небольшими щетками, напоминающие зубные. Полоски от их щетины не могли быть нанесены в одном направлении. Также задняя поверхность клипс или колье, зачастую, имеет матовую поверхность, а не глянцевую.

Еще один сигнал о том, что аксессуар не подлинный — это его вес. Если вас смущает легкость броши — интуиция вас не подводит. Украшения, произведенные до конца 90-х, достаточно тяжелые: при их создании использовалась качественные сплавы металлов. Сейчас бижутерия делается из облегченного алюминия, тогда же броши, клипсы и браслеты состояли из цинка, родия и других элементов.

Факт из истории винтажной бижутерии

 Марка Avon (да, этот бренд сейчас мы знаем из-за его косметики) когда-то начинала как бижутерная мануфактура. У них в 80-е, 90-е  было много интересных коллабораций со звездами. Например, с Элизабет Тейлор, которая очень любила эту марку. Актриса выпустила несколько коллекций под фильмы (например, «Клеопатра»),  копии своих ювелирных украшений, подаренных многочисленными мужьями. Элизабет не только принимала участие в разработке дизайна, но и отслеживала качество продукции: все колье, бусы, клипсы должны были быть «тяжеловесами». Она считала, что украшения существуют не только для того, чтобы их видели окружающие,  но и для того, чтобы их вес ощущала обладательница. Женщина несет, в прямом смысле, красоту.

Элизабет Тейлор в фильме «Клеопатра» и серьги из коллаборации Avon
Фото
Getty Images

Какое прошлое у большинства архивных украшений?

Бижутерию в прошлом веке носили известные, очень состоятельные, творческие люди, которые любили роскошь. Первые леди Америки и актрисы надевали бижутерию для того, чтобы избавиться от страха ограбления после светского мероприятия. Например, многие украшения для жен президентов делал американский дизайнер Кеннет Джей Лэйн (бренд Kenneth Jay Lane).

В чем же ценность винтажных украшений? Их изготавливали ювелирные мастера вручную. Каждая брошь, каждое колье или пара клипс — произведение искусства. Обработка, выделка, фантазия мастеров прошлого ценятся знатоками до сих пор, а попытки копировать аксессуары проваливаются из-за машинного, а не ручного, производства и снижения качества сплавов.

Дизайнер Кеннет Джей Лэйн и модный редактор Диана Вриланд
Фото
Getty Images

Как ухаживать за винтажной бижутерией?

Все просто: не мочить украшения, не наносить на их поверхность духи, потому что это, все-таки, бижутерный сплав, даже несмотря на три слоя позолоты 14-тикаратным золотом. Также стоит быть аккуратными, если перед выходом наносите жирный крем на кожу, соприкасающуюся с колье или браслетом — контакт ухаживающего средства с поверхностью украшения может спровоцировать химическую реакцию. Если попали под дождь, то обязательно просушите аксессуары тканью или феном, который сдует капли воды даже внутри них. Хранить винтаж стоит, как и любые ювелирные украшения, отдельно от других, чтобы избежать трения и царапин.

Из чего складывается цена на украшение из прошлого?

Цена каждого лота зависит напрямую от продавца. Конечно, есть рынок и определенный ценовой диапазон, и он привычен для клиентов: минимальная цена — 2 000 руб. В стоимость вкладываются издержки, первоначальная стоимость аксессуара.

Андрей Шилков

Андрей Шилков

визажист, коллекционер винтажных аксессуаров

Мое увлечение винтажной бижутерией началось около 20 лет назад с первого украшения: это была брошь Chanel 1992 или 1993 года, которую я купил в Париже, когда был в знаменитом винтажном магазине в Пале-Рояль. На оттиске всегда есть дата создания оригинала. По дизайну брошь напоминает византийские украшения, как, в принципе, многое в Chanel и при самой Коко, и с приходом Карла Лагерфельда.

Главное при выборе лота — доверие зарекомендовавшему себя винтажному магазину. Плюс на каждом украшении есть клеймо, которое можно проверить. Я всегда рассчитывают на порядочность продавцов, которые занимаются винтажными украшениями. Репутация для них гораздо важнее, потому что люди со всего мира съезжаются, чтобы купить у них аксессуары.

Сейчас есть очень много правильных магазинов. Malleries, например. Они предоставляют сертификаты, у них сформировалась репутация за долгие десятилетия. Если все же хотите проверить украшение, то можете рассмотреть оттиск на нем, приблизив крупным планом фотографию. Либо, уже после покупки и доставки, дома рассмотреть украшение под лупой.

Я горжусь всеми украшениями в своей коллекции, но есть и раритетные броши, которые очень сложно найти. Например, есть броши, ожерелья и цепи Givenchy 90-х годов, созданные еще при Юбере де Живанши.