image
image

Это все началось в 1983 году с выставки Yves Saint Laurent в Музее Метрополитен - первой выставки, кода-либо посвященной одному дизайнеру, творцу моды. Сейчас почти 3 десятка лет спустя мода стала одним из главных экспонатов. Выставляется мода в музеях и концептуальных магазинах, причем, по сути неважно что выставлять - фотографии, эскизы, образцы материи и сами вещи, созданные деятелями моды.

image
image

фото выставки "Мадам Гре: Кутюр в работе"

Последние месяцы модные выставки сменяют одна другую в разных концах света, особо увлеченные летят из Москвы, уже посетив экспозицию "Dior: под знаком искусства" в Пушкинском музее, в Шанхай на выставку "Culture Chanel ". Модные критики разрывались между выставкой Маккуина в Музее Метрополитен и экспозицией " Balenciaga and Spain", собранной Хэмишем Боулзом и представленной в Музее де Янг в Сан-Франциско.

image
image

фото выставки "Хуссейн Чалаян: Рассказы о моде"

В последнее же время все говорят о двух парижских выставках, которые мы не могли пропустить. Первая - "Madame Grès: La Couture à L’œuvre" ("Мадам Гре: Кутюр в работе") - собрала лучшие работы Мадам Гре под крышей Музея Бурделля. Выставка объединяет скульптуру и платья, которые практически вытачивались Жермен Эмили Кребс (настоящее имя Мадам Гре) из полотна ткани на живом теле.

image
image

фото выставки "Мадам Гре: Кутюр в работе"

Скульптурные и четкие в каждой детали платья со знаменитой плиссировкой вряд ли смотрелись бы лучше рядом с чем-то другим, а не со статуями. Переходя из зала в зал, публика может изучить смену тенденций различных декад 20-го века, при этом не упуская из виду совершенно самобытный и неповторимый стиль одной из тех женщин-кутюрье, которые придумали основы той моды, какой мы знаем ее сегодня.

image
image

фото выставки "Мадам Гре: Кутюр в работе"

Вторая - "Hussein Chalayan: Fashion Narratives" ("Хуссейн Чалаян: Рассказы о моде") в парижском Музее Декоративных Искусств - представляет собой комплекс из современных мультимедиа, демонстрирующих самые знаковые вещи дизайнера - складное платье 1993 года или платья "air mail" из синтетической бумаги, и самих работ дизайнера, которые на манекенах в окружении света и специально созданной обстановки, концептуальной, под стать самой одежде, выглядят космическими, невозможными даже для современной и прогрессивной моды.

image
image

фото выставки "Хуссейн Чалаян: Рассказы о моде"

Все то, что было создано Чалаяном за последние 20 лет трудно вписать в гардероб, разве что в музейную витрину. Однако куратор выставки Чалаяна попыталась отстраниться от любых заточений одежды под стекло, так чтобы проживая свою жизнь в свободном музейном пространстве, одежда сама говорила за себя. Фильмы, сопровождающие представленные образцы одежды, были подобраны самим дизайнером, а потому как нельзя лучше раскрывают весь смысл, скрывающийся за столь "сумасшедшими" идеями.

image
image

фото выставки "Хуссейн Чалаян: Рассказы о моде"

Если подумать, то в наши дни работам начала 20 века, таким как платья Мадам Гре самое место в музее, где интересующаяся публика может с ними ознакомиться, а работам Чалаяна и подавно, ведь их в принципе трудно представить в каком-либо другом качестве, кроме образца, на который толпы людей могут смотреть, открыв рты.

Это закономерность демонстрации всего красивого и уходящего в музеях, или это способ современной моды признавать свою несостоятельность? Архивы, исторические справки, винтаж, эскизы, студенческие работы, книги и фото из журналов - все это на любой модной выставке почти всегда уже успевшее в какой-то степени состариться наследие.

Безумная популярность и востребованность модных выставок вовсе не привлечение масс к моде, а прямое потакание их желаниям. Из явления закрытого для особо заинтересованных мода превратилась в явление всеобщего восторга и развлечения. Красивейшие и разнообразные выставки, безусловно, развлекают массы, но образовывают ли они их? А главное, нужно ли им это образование?

Д.К.

фото: Дарья Куниловская, Musée des Arts décoratifs