Выставка Across Art and Fashion: мода и искусство

ELLE побывал во Флоренции на открытии выставки фонда Феррагамо Across Art and Fashion, чтобы лично убедиться в тесной ­связи моды и искусства

Знаменитый дворец Спини Ферони, в котором расположились музей и исторический бутик Salvatore Ferragamo, оказался слишком тесен для грандиозной выставки, раскрывающей точки соприкосновения искусства с модой на протяжении последних полутора веков. Отсюда возникла идея нескольких локаций, превращающих изучение экспозиции в путешествие по главным музеям города и его окрестностей.

Экспозиция Across Art and Fashion в музее Salvatore Ferragamo

Музей Сальваторе Феррагамо, Палаццо Питти, Галерея Уффици, музей Марино Марини, Национальная центральная библиотека Флоренции и Музей текстиля города Прато поделили между собой экспонаты из более чем 60 музеев: от архивных костюмов римского Института кинематографии «Чинечитта Луче» до архитектурных нарядов Хуссейна Чалаяна начала 2000-х.

Лучо Фонтана, Spatial Concept. Expectations, 1968 год

Если изучать выставку в хронологическом ­порядке, первыми в списке окажутся экспозиции в Палаццо ­Питти и Галерее Уффици, разбирающие реализм конца XIX века на примере скрупулезно выведенного кистью декора кутюрных нарядов. От реализма — к футуризму: выставка в Национальной центральной библиотеке посвящена коллаборации итальянского глянца с художниками: от рисованных обложек и иллюстраций до роли арт-икон в создании принтов для коллекций дизайнеров.

Сумка Marisa с принтом Яеи Кусамы, Salvatore Ferragamo, 2008 год

Послевоенный расцвет промышленности послужил толчком к сотрудничеству художников с крупными текстильными фабриками: классики спациализма Лучо Фонтана, Бруно Мунари, Роберто Криппа соревновались в создании принтов, адаптируя свои работы для ткани и домашнего текстиля. Результат наряду с исходниками сейчас выставлен в Музее текстиля в Прато в 30 километрах от Флоренции.

Платье Yves Saint Laurent Tribute to Piet Mondrian, осень — зима 1965/66

Хронология размытия границ между модой и искусством продолжает прослеживаться в музее Марино Марини, где творения итальянского скульптора соседствуют с интерактивными инсталляциями, вольно интерпретирующими символы Дома: логотип, культовые модели сумок и легендарные лодочки.

Инсталляция Creations в музее Salvatore Ferragamo

Самая большая часть экспозиции все же расположилась в Спини Ферони. Путешествие по музею Сальваторе Феррагамо начинается с секции, посвященной обуви маэстро: от культовых моделей, выстроенных в арт-инсталляцию с видеомэппингом, до колодок знаменитых клиенток ­Дома — Одри Хепберн, Греты Гарбо и Мэрилин Монро.

Сильви Флери, Aura, 2003 год

Остальная часть выставки транслирует идею моды, вдохновленной произведениями искусства, и моды как искусства в целом, позволяя проследить все стадии создания вещей: от мудборда до финального результата.

Марселло Дудович, афиша E.&A. Mele & C., 1907 год

Экспонаты охватывают период с начала XX века, представленный работами Розы Женони для «Экспо» 1906 года, до постмиллениальных нарядов Viktor & Rolf и Maison Margiela.

Лиу Джанхуа, What Is it That Fills the World with Fantasies and Fragilities?, 2013 год

По мнению кураторов, посещение выставки должно окончательно расставить все точки над i в вопросе, является ли мода искусством. Ответить на него, насладившись захватывающей архитектурой музейной столицы Италии, можно вплоть до апреля 2017 года.

Пальто, созданное Эльзой Скьяпарелли вместе с Жаном Кокто, 1937 год