Легенды стиля: жакет «бар» Кристиана Диора

Жакет «бар» из первой коллекции ­Диора 1947 года — хит на все времена

«Европа устала от падающих бомб, ей хочется зажигать фейерверки» — так объяснял Кристиан Диор изобретенный им в конце 1940-х стиль new look. В то время новый силуэт Диора стал контрреволюцией — простоту форм и линий, удобство и комфорт одежды предыдущих лет кутюрье призывал забыть раз и навсегда.

Он не освободил женщин от корсета, а вернул их обратно в «прекрасную эпоху», сумев предложить кардинально новый образ — тонкая талия, пышная юбка, узкая линия плеч. И в центре коллекции 1947 года, получившей название New Look, — ансамбль «бар»: жакет с разлетающейся баской и черная юбка.

Назначение жакета и его название (Кристиан Диор создал его для посещения «счастливых часов» в барах) заявляли о новом поколении женщин — свободных от условностей и предрассудков, но еще не готовых променять свою женственность на эмансипированный образ. Жакет «бар» стал не просто одеждой, а символом нового времени, но даже спустя десятки лет каждый из наследников кутюрье обыгрывал этот предмет гардероба по-своему.

Ив Сен-Лоран ­добавлял элементы жакета в вечерние платья, подчеркивая талию закруг­ленными басками. Марк Боан сделал силуэт «бар» более расслабленным, убрав резкие линии, — по всем канонам моды 1960-х его жакеты были двубортными и без ярко выраженной талии.

Более всего реинкарнаций комплект «бар» получил уже в новое время — при руководстве Джона Гальяно, а потом и Рафа Симонса. Первый бесстрашно, как и все, что он когда-либо делал, окрашивал эти жакеты в яркие цвета, щедро награждал принтами в восточном стиле. У Симонса все было сдержанно, но концептуально — он брал за основу архитектуру, создавая строгие жакеты и пальто, отвечающие всем законам Диора.

Когда-то new look был новаторством, хотя и опирался на классические основы belle époque. В последней кутюрной коллекции Dior дизайнеры Люси Мейер и Серж Рюфье снова обращаются к форме «бар», но создают ее уже для совершенно нового поколения.

Сегодня у канонического жакета узкие и длинные рукава с раструбами, заниженная талия и миниатюрная баска. Но все коды Дома соблюдены, все важные черты на месте, и на жакете даже нашлось место символическим для Dior ландышам — они появляются в виде сказочно красивой вышивки. Но как бы ни менялся комплект за почти 70 лет, он всегда останется цент­ром new look, увлекательной завязкой романа, который продолжают писать наследники Кристиана Диора.