Вот она ирония: захочешь написать текст о женщинах-художниках, а первыми в тексте все равно появятся мужчины. Клас Олденбург — поп-арт-икона, автор термина «антимонумент», воздвигший среди прочего 15-метровую прищепку в центре Филадельфии, — в 1960-х внезапно увлекся созданием тканевых сульптур.

Факультет искусств: 11 арт-объектов с сумкой Lady Dior (фото 1)
Сумка Lady Dior в интерпретации Морган Шимбер

Чуть позже Энди Уорхол начал обклеивать полароидными снимками полы и стены своей знаменитой «Фабрики». В чем связь? Искусствовед Хизер Ленц утверждает, что и тканевые арт-объекты, и оклеенные фотографиями стены появились в Нью-Йорке еще в 1950-х — на немноголюдных выставках Яеи Кусамы, но свежесть ее экспериментов никто не воспринял так бурно, как припозднившиеся опыты Олденбурга и Уорхола. Почему японской художнице пришлось уступить творческое первенство коллегам-мужчинам?

Факультет искусств: 11 арт-объектов с сумкой Lady Dior (фото 3)
Инсталляция Морган Шимбер Polystyrene, Shibari, 2015

И вообще, почему мир веками не признавал великих художниц? По той же причине, что вынуждает упомянуть их в начале текста: они не ждали, когда до публики дойдет новаторство их (иногда вторичных) идей, а попросту перли напролом, заполняя собой эфир арт-пространства. Сегодня Мария Грация Кьюри из Dior поддерживает молодых художниц не словом, а делом — в этом году одиннадцать девушек из разных стран создали из сумки Lady Dior произведения искусства. Стоит признать, что уникальный аксессуар, вышедший в 1995 году, сам по себе арт-объект с впечатляющей репутацией — эту сумку, к примеру, обожала леди Диана. Дизайнеры Дома наделили Lady Dior металлическими шармами — на удачу, без которых не обходился сам Кристиан Диор, а ее «плетеная» прострочка — точная копия декора стульев времен Наполеона III, украшающих показы Дома в конце 1940-х.

Факультет искусств: 11 арт-объектов с сумкой Lady Dior (фото 5)
Сумка Lady Dior в интерпретации Ольги де Амарал

Молодые художницы обращаются с символами Dior дерзко, вольно, с юмором — чего еще ожидать от поколения метамодернизма? Харука Коджин из Японии, создающая зеркальные инсталляции, украсила Lady Dior осколками, намекая, что любое отражение — дверь в мир мечты. Морган Шимбер из Парижа приобщила сумку к стилистике собственной серии Polystyrene, Shibari & Co. В европейских галереях Морган демонстрирует творческий подход к эротическому искусству шибари, связывая керамические объекты, и на этот раз переплетением соблазнительных узлов обзавелась Lady Dior.

Факультет искусств: 11 арт-объектов с сумкой Lady Dior (фото 7)
Инсталляция Харука Коджин Contact lens, 2011

Американка Микалейн Томас, прославившаяся портретом Мишель Обамы, представила сумку в виде «фирменного» коллажа — яркого, как кэмповое африканское искусство, и такого же сложносочиненного, как жизнь любой современной женщины. Коллекция Dior Lady Art этого года — первый арт-проект Дома без художников-мужчин. Возможно, это было бы странно в рамках экспозиции музея, но выглядит очень прогрессивно для бренда женской одежды с грандиозной историей. И нет никаких сомнений, что вопрос про великих художниц скоро утратит актуальность.

Факультет искусств: 11 арт-объектов с сумкой Lady Dior (фото 9)
Сумка Lady Dior в интерпретации Микалейн Томас