«Влияют ли ароматы на наше самочувствие?» — аллергики и люди с обостренным обонянием без раздумий ответят на этот вопрос утвердительно. А порой от пары капель тяжелых духов или насыщенного запаха краски в помещении голова начинает болеть даже у тех, кто считает свой нос «нечувствительным».

Аромакология — что это, или Влияют ли запахи на наше здоровье?

В списке пяти человеческих чувств обоняние нередко считается «третьестепенным», уступая по важности зрению и слуху. Но исследования нейробиологов доказывают, что это не так. Способность к восприятию запахов тесно связана с нашими эмоциями, а также в значительной мере влияет на вкус (в этом на личном опыте смогли убедиться те, кто уже переболел Covid-19). А значит, набирающие популярность диффузоры с успокаивающими парфюмерными композициями и автомобильные ароматизаторы, повышающие бдительность водителя, — не просто дань моде и прихоть гедонистов-миллениалов.

Аромакология — что это, или Влияют ли запахи на наше здоровье?

Хотя феномен влияния ароматов на мышление зафиксирован в литературе давно (достаточно вспомнить знаменитые мадленки Пруста), научное обоснование он получил только в XXI веке, когда американские биологи Линда Бак и Ричард Аксель открыли механизм распознавания запахов (в 2004 году они получили за это Нобелевскую премию). С тех пор ароматерапия и аромакология — молодая наука, изучающая влияние запахов на эмоциональный фон и психологическое состояние человека — находятся под пристальным вниманием косметических и фармацевтических компаний. Все потому, что функциональный, а не эстетический подход к отдушкам может стать новой вехой в истории косметической промышленности.

В Японии, где понятие «красота» всегда подразумевало баланс между телом и мозгом, запахам традиционно уделяют особое внимание. Компания Shiseido, например, занимается исследованиями в области ароматерапии и аромакологии с 1984 года. Одна из ключевых концепций марки — усиление эффекта косметических средств с помощью расслабляющего или, наоборот, тонизирующего действия тщательно продуманной отдушки. Поэтому антицеллюлитные средства Shiseido пахнут цитрусами и перцем, ночной уход — фиалкой, а антивозрастные продукты — «антистрессовым» сладким апельсином.

Тем же путем пошел и английский бренд The Nue Co. При создании отдушек для кремов и лосьонов его специалисты опирались на исследования, в течение пяти лет проводившиеся в Женевском университете совместно с парфюмерным концерном Firmenich. Так на свет появились успокаивающие и балансирующие средства с древесными, травянистыми и дымными нотами, а осенью марка готовит запуск «функционального» парфюма с запахом леса. Эта идея перекликается с японской концепцией синрин-йоку, «купания в лесу», суть которой сводится к целебным прогулкам по опушкам и вдыханию влажных ароматов хвои, листвы и травы.

Словом, исследования, доказывающие, что запахи леса снижают стресс и способствуют мышечному расслаблению, а ароматы цитрусовых, распыленные в офисном помещении, повышают продуктивность сотрудников более чем на 50%, перестали интересовать одних только нейробиологов. «Косметика с функциональной отдушкой отвечает главному бьюти-тренду последних лет, многофункциональности», — подчеркивает директор направления красоты тренд-агентства Peclers Paris Люсиль Готье-Брауд. Современные покупатели с энтузиазмом реагируют на средства 2 или 3-в-1, поскольку в условиях кризиса и тренда на разумное потребление они позволяют покупать меньше. Кроме того, аромакология симпатична очень широкому кругу потребителей, от поклонников нетрадиционной медицины и альтернативных оздоровительных практик до фанатов биохакинга и тех, кто следит за последними достижениями нейробиологии.

Немаловажен и тот факт, что исследования механизмов воздействия запахов на здоровье человека только начинаются. Например, в 2014 году ученые выяснили, что клетки кожи кератиноциты не только обладают собственными обонятельными рецепторами, но и «используют» их для заживления ран и порезов. То есть, чтобы запах воздействовал на кожу, он не обязательно должен распознаваться носом. Это открывает практически бескрайние просторы не только для врачей, занимающихся регенеративной медициной, но для косметологов, озадаченных вопросами замедления старения.