Красота

Читайте в рубрике красоты последние новости о бьюти-новинках, мастер-классы от экспертов макияжа и косметологии, секреты красоты звезд и бьюти-тренды с мировых подиумов.

Игра в «Бутылочку»: как создаются флаконы для ароматов?

Дизайнер Хуан Карлос Рустаразо придумал флаконы для ароматов Wood от Dsquared² и Esencia от Loewe и стал креативным директором нового нишевого бренда M.int. ЕLLЕ узнал о том, как профессиональные ошибки помогают создавать шедевры и почему нельзя выкидывать пустые флаконы

ELLЕ: Из стекла можно создать много всего. Почему вы решили делать именно флаконы для духов, а не вазы, например?

ХУАН КАРЛОС РУСТАРАЗО: О, это очень долгая история. Мой отец — мастер стекольного дела, а дядя как раз делает вазы и лампы. Я с детства был вовлечен в эту работу. Но, честно говоря, сначала хотел отойти от семейного дела, поэтому стал скульптором по дереву. В восемнадцать я жил на юге Франции, в городе Бресль. Там сконцентрировано 75% мирового производства стекла для парфюмерии, дорогого алкоголя и аптек. Поэтому город называют Долиной стекла. Там я начал работать с парфюмерными компаниями, но создавал для них прототипы из дерева.

Игра в «Бутылочку»: как создаются флаконы для ароматов? (фото 1)

Почему вы вернулись к стеклу?

Тогда же мне повезло познакомиться с Робертом Гранаи. Он в течение 30 лет создавал флаконы для ароматов Дома Guerlain, включая Samsara и Shalimar. Я был впечатлен и очарован этим человеком и профессионалом. Мы быстро нашли общий язык, нам было легко работать вместе уже по стеклу: он придумывал, я воплощал его идеи. А идеи приходили к Гранаи спонтанно, он часто зарисовывал эскизы на салфетке. Мне было интересно, как у него в голове рождается флакон. Я понял, что тоже хочу придумывать флаконы.

С чего вы начали?

В 24 года я переехал в Париж. Там жизнь свела меня с еще одним большим мастером, Пьером Динаном. В 1990-е у него было свое Ateliers Dinand, он придумывал флаконы чуть ли не всем брендам: Lanvin, Yves Saint Laurent, Balenciaga, Giorgio Armani. На первой же встрече Динан спросил меня, почему он должен взять меня в свою команду. Я ответил: «Потому что я смогу делать некоторые вещи лучше вас». Как ни странно, он не выгнал меня, а дал задание: эскиз и три дня на то, чтобы я объяснил, возможно ли его воплотить и как. Мне понадобилось три часа, чтобы понять, что возможно, но с изменениями. И я ответил: «Если у вас есть задания посложнее, то я готов».

Игра в «Бутылочку»: как создаются флаконы для ароматов? (фото 4.1)

Wood от Dsquared²

Игра в «Бутылочку»: как создаются флаконы для ароматов? (фото 4.2)

Esencia Pour Homme от Loewe

Довольно нагло.

Я был очень мотивирован и к тому же молод. Попав в ателье Динана, я узнал, что в компании были трудности с техническим воплощением сложных идей. В мире много мастеров, которые отлично рисуют. Но основная сложность именно в реализации. Я был не только молод, но достаточно опытен и уверен, что все проблемы можно решить. И решал. Но довольно скоро заскучал, поскольку для меня такая работа не представляла сложности. И я попросил Пьера доверить мне дизайн.

Догадываюсь, что он доверил.

Да. Он дал мне заказ от итальянской актрисы Эдвиж Фенек, которая хотела свой аромат. У меня было 15 дней на эскизы и изготовление прототипа. Второе не составляло труда, поскольку я скульптор. А над идеей пришлось попотеть. Но я очень хотел убедить Динана в своих способностях. У меня был бриф по описанию аромата. Но, поскольку мне важно знать человека, для которого я работаю, за две недели я еще изучил биографию актрисы. Из 25 претендентов Эдвиж выбрала мой флакон. Можно сказать, что эти 15 дней сделали мою карьеру. И началась серьезная работа для Givenchy, Paco Rabanne, Dolce & Gabbana. Я предупреждал, что история долгая (смеется).

Но интересная. А вы всегда пробуете аромат, прежде чем создать флакон, или вам достаточно его описания?

Иногда композиция уже готова, иногда еще разрабатывается. Но я прошу заказчика послушать аромат или предоставить описание с мельчайшими деталями. Ведь между ним и флаконом тесная связь.

Это связь прямая: в лаконичном флаконе будет такой же аромат?

На рынке действительно существует такая связь. А для меня — нет. Аромат — как сказка. У него есть начало, середина и конец. Флакон — это начало истории, первый контакт с потребителем. В официальном брифе для меня слишком мало информации.

Игра в «Бутылочку»: как создаются флаконы для ароматов? (фото 9)

Angel от Thierry Mugler (1992 год)

И как же вы поступаете?

Я предпочитаю позвонить или купить билет, чтобы пообщаться напрямую с заказчиком. Самое важное и сложное — узнать и понять человека, для которого я работаю. Давно у меня был клиент из Бразилии, который хотел «что-нибудь современное». Но каждый по-своему понимает современность. Он отвергал все предложенные варианты. Тогда я полетел в Бразилию и встретился с его директором по маркетингу. И она наконец ответила на вопрос, который нас так мучил: «Современность для меня — это флакон с большой крышкой». Мы так и сделали, и все остались довольны. Это я к тому, что если мы не можем понять, то не можем и создать.

А вам не жалко отдавать свои идеи?

Действительно, с годами я понял, что не хочу придумывать идею и отдавать ее дальше. Поэтому в 1999 году я покинул ателье Динана и создал в Париже свое агентство Dome Global Creative. Мы занимаемся всем: концепцией, производством, поддержкой продаж. Наши клиенты — Boucheron, Loewe, Ermenegildo Zegna и новый французский бренд M.int.

А про какой флакон вы подумали: «Черт, почему я до этого не додумался раньше»?

Таких флаконов три. Во-первых, я бы хотел создать Parure Perfume от Guerlain. Для меня это символ высокой французской парфюмерии, настоящее произведение искусства. Он идеально сбалансирован, как застывший в движении воздух. Второй флакон — Z-14 от Halston. Когда я смотрю на него, мне кажется, что это камешек, обточенный морской водой. Наконец, Angel от Thierry Mugler. В начале 90-х такой флакон в форме звезды было почти невозможно запустить в массовое производство. Для него нужна была другая смесь стекла, другой температурный режим. Это, наверное, первый флакон, который сделан полуавтоматически, а не полностью автоматом.

Игра в «Бутылочку»: как создаются флаконы для ароматов? (фото 13.1)

Z-14 от Halston (1974 год)

Игра в «Бутылочку»: как создаются флаконы для ароматов? (фото 13.2)

Parure Perfume от Guerlain (1975 год)

Если не ошибаюсь, Пьер Динан придумал флакон для Opium?

Да. Думаю, это был первый флакон, облаченный в пластик. Только в 1977 году его нарисовали не для Yves Saint Laurent, а для другого бренда. Пока делали прототип, допустили какую-то ошибку, и круглое окошко из центра сместилось вправо. Заказчик отказался от «некондиции». И половина из тех, кто принимал решение в Yves Saint Laurent, тоже были против. Но теперь мы все знаем Opium.

То есть не все ошибки надо исправлять?

Да. Еще одна ошибка подарила миру Farengeight от Dior. Флакон задумывался абсолютно красным. Окрасить стекло можно только в печи, когда оно горячее. Внутри печи на разных уровнях проходят электрические линии, обеспечивающие равномерный нагрев стекла. В тот день нижняя линия почему-то сломалась, снизу флакон не прогрелся, а значит, не окрасился. Пьер Динан забраковал всю партию. Но когда представитель Дома Dior пришел на завод и увидел эти флаконы, то сказал: «С’est magnifique!», «Великолепно!».

Игра в «Бутылочку»: как создаются флаконы для ароматов? (фото 16.1)

Farengeight от Dior

Игра в «Бутылочку»: как создаются флаконы для ароматов? (фото 16.2)

Opium от Yves Saint Laurent

Сколько флаконов у вас в коллекции?

Даже не знаю. В июле я делал генеральную уборку и, признаюсь, кое-что выбросил. Иначе совсем не хватало места. Сохранил то, что представляет художественную ценность.

А что вы можете сказать людям, которые выкидывают флакон после того, как закончился аромат?

Не нужно этого делать! Сохраните и наполните его снова. Я храню все пустые флаконы, не только те, которые сделал я. Например, 15 лет назад в Нью-Йорке я купил пустой флакон Mitsouko от Guerlain. На нем есть гравировка о том, что он произведен на стекольном заводе во французском городке Нанси. Там Guerlain делал флаконы с 1922 по 1926 год. За это антикварное сокровище я отдал всего 10 долларов.

Игра в «Бутылочку»: как создаются флаконы для ароматов? (фото 19)

Mitsouko от Guerlain

Elle

Хёрст Шкулёв Паблишинг

Москва, ул. Шаболовка, дом 31б, 6-й подъезд (вход с Конного переулка)

Материалы по темам

Оставайтесь в курсе новых событий в мире звезд, моды и красоты

Получать уведомления

X
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE
Поздравляем!
Вы успешно подписались на рассылку ELLE Decoration
Извините, произошла ошибка!
Попробуйте еще раз
Добро пожаловать!
Регистрация прошла успешно.
Извините,
произошла ошибка!
Пробуйте еще раз