Девяносто процентов известных парфюмеров имеют французский паспорт. Поэтому тем, кто с пеной у рта пытается убедить нас в огромной разнице между французской и, к примеру, американской парфюмерией, стоит вспомнить: за всеми громкими запусками брендов, базирующихся в тех же Штатах, стоят французские мастера. Безусловно, они работают в рамках, заданных заказчиком, но на свой вкус. Например, при создании новинок Tiffany & Love трем приглашенным «Носам» были заданы ключевые слова: «Америка», «любовь» и «Tiffany».

Art de parfumer: почему Франция сохраняет абсолютную власть в мире ароматов? (фото 1)
Фото
mark mattock

И они виртуозно справились с этой задачей, создав настоящие хиты с чисто французским шармом. Такая же история с бестселлерами Carolina Herrera, Narciso Rodriguez и многими другими. В чем же секрет этого мирового всевластия? Многие ссылаются на историю. Ароматизировать перчатки в Грасе, а именно с этого начался культ запахов, кожевники начали еще в XVII веке. Но ведь почитание ароматов существовало задолго до этого на Востоке. А первая кельнская вода — прообраз современного одеколона — была, как явствует из названия, создана в Германии. Эфирные масла с давних времен любили и в Италии с Испанией. Но сегодня парфюмы для модных и ювелирных брендов этих стран создают по большей части французские «Носы». Во многом это объясняется накопленным опытом и технологиями. Сами же парфюмеры считают, что секрет в генетическом умении французов возводить все утилитарное в ранг прекрасного, будь то еда, одежда или парфюмерия. Действительно, и эфирные масла, и кельнская вода, и арабские розовые лосьоны изначально использовались лишь в гигиенических целях. И только обоняние истинного француза смогло учуять в них возможность украсить жизнь. С их легкой руки парфюмерия стала частью Art de Vivre. И продолжает оставаться ею до сих пор. Правда, сейчас она во многом утратила былую искрометность из-за давления маркетинга, способного убить на корню любое искусство. Но как всякое действие рождает противодействие, так и излишняя коммерциализация породила активное развитие нишевой парфюмерии. И здесь уж каждый делает что хочет, а национальность не определяет возможности. Среди популярных нишевых марок есть итальянские, шведские, немецкие и арабские и даже бразильские. Казалось бы, в парфюмерии произошла интернациональная революция. Но нет: за последние годы ведущие места в нишевом сегменте заняли опять же марки, созданные французами. Теми, кто работал на известные бренды, или выскочками-самоучками, понявшими всю выгоду этого предприятия. Неважно, откуда они взялись, суть в том, что у них это получается талантливее, чем у остальных. Так что, как ни крути, а абсолютная власть Франции над мировым обонянием неоспорима. С генами не поспоришь.