Фото №1 - Как правильно ухаживать за винтажной одеждой и украшениями?
Основательница VintageDream Ольга Лефферс
Фото
Анна Антосик

ELLE Нужен ли винтажной одежде особый уход? Условно, стоит ли отдавать жакет Chanel на починку в мастерскую при бутике конкретной марки? Или достаточно обычной проверенной химчистки?

ОЛЬГА ЛЕФФЕРС Прежде всего, нужно разделять одежду и украшения — это два принципиально разных сегмента. По поводу одежды: мы не занимаемся антикварными образцами, которым более 100 лет, мы занимаемся винтажем. Чаще всего, это период начиная с 1960-х годов. Возраст самых старых предметов одежды в галерее VintageDream порядка 60–70 лет. Находятся они в превосходном состоянии. Есть много факторов, которые влияют на сохранность вещи. Первый — это условия хранения и носки того или иного предмета одежды. Бывают винтажные изделия, которые не эксплуатировались, хранились в чехле или без него. Пыль, загрязнения, зацепки, грязь, выгорание на солнце — все эти детали тоже имеют значение. Второй фактор — это изначальное качество вещей. Я, например, вижу четкую разницу, когда мне встречается винтажная одежда no name, малоизвестных компаний и крупных Домов. Как правило, качество материала и пошива таких вещей достаточно низкое. Когда же речь идет о прижизненном жакете Christian Dior, который есть в нашей коллекции. Или прижизненных твидовых костюмах Коко Шанель, то качество материалов здесь настолько высокое, что вещи превосходно сохранились. Например, на винтажных жакетах практически никогда не бывает зацепое, так как твид у таких изделий более плотный. Материал более тяжелый, кого-то это может смущать, но большинству, наоборот, нравится. К вопросу о тяжести: тяжесть украшений Chanel тоже раньше была другая, изделия покрывались 24-каратным золотом, чего сейчас уже не делают. Винтажные украшения мало подвержены воздействию внешних факторов, вещи остаются в очень хорошей сохранности.

Вернемся к одежде: у жакетов Chanel раньше цепочка, которая шла по низу жакета с внутренней стороны, тоже была гораздо более тяжелой. Это была не просто дань уважения Коко Шанель и ее изобретению, а функциональная часть костюма. Она оттягивала вниз полы жакета, чтобы он идеально сидел на фигуре.

Винтажники по-разному работают с вещами, которые поступают к ним из разных источников. Для VintageDream является принципиальным, чтобы у нас даже не было намека на атмосферу «бабушкиного шкафа». Абсолютно все предметы одежды, которые к нам попадают, в обязательном порядке проходят несколько этапов. Мы тщательно осматриваем каждую вещь, при выявлении дефектов одежда отдается на реставрацию. Если были утеряны пуговицы, мы стараемся найти точно такие же, того же периода для сохранения аутентичности. На некоторых ресурсах они продаются отдельно. Бутик Chanel занимается обслуживанием своих вещей: если у вас что-то случится с украшением, они его смогут отремонтировать. Для VintageDream мы нашли своих реставраторов, причем для разных задач — у нас есть разные специалисты, которые помогают восстановить эти предметы. Если это какая-то кутюрная вещь и на ней есть вышивка, то нужна мастерица, которая владеет определенными техниками. В своей работе реставраторы всегда стараются использовать винтажные материалы, желательно, чтобы даже нитки были винтажные. Тогда они будут совпадать по качеству и по оттенку.

Следующий этап — это обязательная химчистка. Мы нашли свою дорогую, хорошую, качественную химчистку, где специалисты знают, как деликатно чистить абсолютно любую вещь. Даже если вещи сохранились с бирками, этикетками и ценником. Для нас этот этап принципиален, мы хотим, чтобы наш клиент, приходя в бутик, был абсолютно уверен в том, что эта вещь не имеет никаких следов носки предыдущего владельца.

С какими проблемами можно столкнуться при покупке винтажа? Например, не начнут ли какие-то вещи «рассыпаться» за давностью лет. К чему нужно быть готовым? На что обращать внимание? Какие ткани — самые деликатные?

Винтажная одежда или украшения никакого особого к себе отношения не требуют. Качество настолько высокое, что вы можете носить изделие абсолютно спокойно, не задумываясь ни о чем. При этом стоимость, например,  винтажного жакета в 3–5 раз дешевле, чем стоимость нового жакета в бутике. Я против того, чтобы создавать из вещей культ. С одной стороны, я их очень люблю, ценю и коллекционирую. С другой стороны, вещи предназначены для того, чтобы их носили и получали от этого удовольствие.

Фото №2 - Как правильно ухаживать за винтажной одеждой и украшениями?
Основательница VintagDream Ольга Лефферс
Фото
Анна Антосик

Вещи какой эпохи «самые хрупкие»? Или, может быть, какой-то бренд можно, напротив, выделить за «вечное» качество материалов?

Любые тонкие ткани — шелк, крепдешин, шифон — наиболее хрупкие. Все материалы, которые напрямую соприкасаются с телом, изнашиваются быстрее. VintageDream подобной одеждой практически не занимается, по больше части мы работаем с жакетами, пальто, то что ближе к верхней одежде. Там задействованы совсем другие материалы, плотные и износостойкие.

А что касается бижутерии? Она не темнеет/желтеет/зеленеет?

Когда нам задают подобные вопросы, мы отвечаем очень просто и очень логично. Вещи, которые через 20, 30, 40 или 50 лет дошли до вас, уже претерпевали изменения, — все, что могло с ними произойти, уже произошло. В бижутерии используется крайне мало материалов склонных к потемнению. Исключением являются украшения, выполненные из серебра. Такие изделия делали обычно в 1940-х годах в силу того, что все металлы были направлены на военные нужды. Производители бижутерии переключились на серебро, которое было относительно дешевым в то время. Любое украшение, сделанное из серебра, со временем потемнеет, вне зависимости от того — винтажное оно или современное. Бережная чистка специальными средствами, мягкой тряпочкой помогает придать былой блеск изделию. Другое дело, что многие настоящие коллекционеры и любители винтажа предпочитают не чистить свои серебряные вещи, чтобы у них сохранился дух того времени и налет винтажности.

Все остальные изделия изготавливались из бижутерных сплавов. Сплавы комбинировались профессионалами таким образом, чтобы они были минимально подвержены каким-либо изменениям. Помимо этого, часто делались специальные покрытия, которые выполняли и эстетическую, и прагматическую функцию. Они придавали металлу блеск или определенный оттенок и при этом защищали его. Бижутерия практически не меняется, со временем с ней ничего не происходит. Можно абсолютно спокойно покупать эти изделия, носить их и ничего не бояться.  

Из украшения могут выпадать камни или стразы, но то же самое может произойти и с новым изделием. У нас в VintageDream есть эксклюзивный сервис, который мы предоставляем нашим клиентам, — это постпродажное обслуживание. Если, например, клипса слишком сильно давит или, наоборот, не достаточно плотно примыкает к мочке уха, у нас есть проверенные ювелиры, которые смогут помочь. С такими профессионалами мы работаем не первый год и можем быть уверены в качестве их работы. Это специалисты высокого уровня, которые способны восстановить или отрегулировать практически любое изделие. Мы всегда рады решить любой запрос наших клиентов, например, переделать клипсы в серьги и наоборот. Я хочу донести до каждого, что не стоит бояться покупать и носить винтажные украшения. Они выполнены на высочайшем уровне – галерея VintageDream занимается целенаправленно определенными брендами. Эти бренды входят в пантеон коллекционных украшений – это лучшее, что было сделано в XX веке в плане бижутерии. Они по-настоящему качественные и прекрасны с точки зрения дизайна и уровня работы мастера.

Фото: Анна Антосик

Стиль: Екатерина Кассина

Макияж и прическа: Оксана Ласкина

Ассистенты фотографа: Анна Коганович и Дмитрий Константинов

Ассистент стилиста: Полина Чернина, Элина Насимова

Постпродакшен: Юлия Пономарева

Видео: Алиса Кучинская.