Сегодня Джеймс Франко отмечает свое 40-летие. Когда-то он признался: «Хочешь интересовать людей? Будь интересным» — и этому правилу не изменяет, наполняя свою жизнь по максимуму. ELLE выбрал самые неожиданные повороты в творчестве Франко. Впрочем, неожиданность — это он сам.

Я все могу: самые неожиданные повороты в карьере Джеймса Франко (фото 1)

Режиссура

В первой половине нулевых актерская карьера Франко пошла в гору, прежде всего благодаря «Человеку-пауку». После выхода сиквела кинокомикса Джеймс резво переобулся и стал режиссером. В 2005-м он выпустил свой дебют в новом качестве, снятую за копейки комедию «Обезьяна». Фильм, главный герой которого (сам Франко, разумеется) пытается стать великим писателем с помощью обезьяны, одетой в гавайскую рубашку, получился по-плохому странным. «Даже полночные любители кино должны дважды подумать, прежде чем смотреть это», — писал рецензент Variety. 

Впрочем, Франко изменил бы себе, если бы велся на критику. Войдя во вкус, он регулярно садится в режиссерское кресло, причем набирая скорость. Последние пять лет Джеймс выпускает по два режиссерских проекта в год. Свежайшая работа неуемного артиста — «Долгий дом», в котором снялись Джош Хатчерсон, Эштон Катчер, Джош Хартнетт и Кортни Лав.

Я все могу: самые неожиданные повороты в карьере Джеймса Франко (фото 4)
«Долгий дом»

Образование

Франко любит учиться и, похоже, также любит учить других. В свое время он изучал филологию, бросил ради кино, но в середине нулевых вернулся в университет, причем взял повышенную нагрузку — 64 предмета вместо 19 (!). И это было только начало. Джеймс также прослушал курс той же английской филологии в Йеле, постигал писательское мастерство в Колумбийском университете искусств и колледже Бруклина. Еще он сгонял в Каролину, где поизучал поэзию, а на десерт окунулся в тонкости дизайна в колледже Род-Айленда. Очевидно, что человек, обожающий учиться, рано или поздно начнет учить (или поучать) окружающих. В 2011-м Джеймс набрал свой первый курс в Нью-Йоркском университете — взялся преподавать кинопроизводство. Это дело ему так понравилось, что четыре года спустя Джеймс в одной из школ Пало-Альто в Калифорнии прочитал курс из восьми лекций о кино — для подростков 14-18 лет. Уф.

Я все могу: самые неожиданные повороты в карьере Джеймса Франко (фото 7)

Писательство

В 2010-м Джеймс дебютировал как прозаик — сборником рассказов «Пало-Альто». Юношеское безделье, эксперименты и страсти — главные темы этих текстов, названных критиком Publishers Weekly «удивительно унылыми байками». Впрочем, так считали не все: в The Guardian литературные упражнения Франко похвалили, посчитав «Пало-Альто» «многообещающей работой». Далее Джеймс увлекся поэзией, итогом стали несколько сборников. В Strongest of the Litter, о котором писали, что «они легко читаются», автор поет осанну мужской брутальности.

Я все могу: самые неожиданные повороты в карьере Джеймса Франко (фото 10)

Современное искусство

Разумеется, Франко не мог пройти мимо такой увлекательной сферы, как современное искусство. Он требует, чтобы его называли перфомансистом, хотя ранее сам признавался, что страстно увлечен живописью и вообще рисует дольше, чем занимается актерством. Так или иначе, перфомансы Джеймс действительно устраивал, но и про рисование не забывал. В Берлине он сделал выставку Gay Town, в Париже представил фотопроект с собой в главной роли — в образе героев художницы Синди Шерман. И это не все. Марине Абрамович Джеймс позволил покрыть себя золотом — в рамках перфоманса, конечно, а также поучаствовал в ее проекте в нью-йоркском Музее современного искусства. Посидел напротив нее с серьезным выражением лица.

Музыка

В 2011-м Франко выпустил мини-альбом Turn It Up, записанный вместе со своим другом, художником Кэлапом Линзи. Затем сколотил целую группу, назвал ее Daddy, опять же выпустил мини-альбом, долго раскачивался (что на него непохоже) и, наконец, разродился полновесным релизом. Случилось это в 2016 году. Пластинка Let Me Get What I Want сопровождалась целым фильмом по мотивам песен и, надо сказать, неожиданно удалась. Это настоящие, внятные песни, сочиненные под сильным влиянием британских пост-панк-легенд The Smiths. Любовь к The Smiths Франко подкрепил делом — позвал на запись бывшего басиста великой группы Энди Рурка.