ELLE Для начала — давайте знакомиться! Расскажите читателям немного о себе и об особенном моменте, связанном с Большим театром.

АЛЕКСАНДРА ТРИКОЗ С трех лет я занималась художественной гимнастикой. В спорте я любила выступать без предметов, просто танцевать, а когда пошли упражнения с булавами и мячом — они все летели мимо. Тогда мама решила перевести меня из гимнастики в балет. Чем я сначала была очень недовольна! Я привыкла к определенному окружению, друзьям, атмосфере… Как вдруг меня поставили лицом к станку, к стене, а вместо красивых блестящих купальников переодели в белое простое боди. Мое отношение к балету поменялось после первого выхода на сцену. Это был спектакль «Коппелия», где я выступала в качестве амурчика. В этом спектакле танцевала Наташа Осипова. Балетный мир из закулисья, артисты и их невероятные танцы на сцене… Это был первый звоночек к тому, что это все мое. 

Когда мы, ученики академии, участвовали в спектаклях Большого театра, то всегда оставались до конца постановки, чтобы насладиться выступлением и потом подойти к артистам за автографами. Привычка сидеть до конца осталась до сих пор, что-то меня здесь постоянно держит. Если я не занята в вечернем представлении, то часто остаюсь на спектакль как зритель и восхищаюсь, вдохновляюсь работой артистов на этой сцене. 

Новый год в Большом! Балерина Александра Трикоз — Французская кукла из «Щелкунчика»
Жакет из парчи, Yves Saint Laurent, 1980-е; клипсы c ювелирным стеклом, VRBA, 1980-е. Все — VintageDream.

В Новый год принято подводить персональные итоги. Чем профессионально из приятного запомнился вам 2021-й?

Прошлый сезон 2020/2021 оказался очень непростым для Большого театра. Это просто удивительно, что мы смогли открыть свои двери и продолжали работать в пандемию. Нигде в мире никто не мог себе это позволить. Мы как первопроходцы, прощупали эту почву. Это очень здорово! Мы прошли этот сложный путь и продолжаем и сегодня радовать зрителей. 

Что касается персональных воспоминаний: совсем недавно, в декабре, я танцевала партию Утраты в балете «Зимняя сказка». Это не была для меня премьера, я танцевала его третий раз. Но спектакль остался в памяти и сердце. Я не танцевала его два года, а мне ведь особенно дорога эта партия. Видимо, сильно соскучившись и немного повзрослев, в этот раз я танцевала его с совершенно особенными ощущениями, трепетом. Это так сильно мне запомнилось, что до сих пор греет душу. 

А какие планы у вас на 2022-й?

Я никогда особо ничего не загадываю. Все должно идти своим чередом, со своим темпом. В 2022 году я планирую быть здоровым, счастливым человеком, который трудится в прекрасном Большом театре, выполняет свою любимую работу на великой сцене. Хочу продолжать жить, творить и любить.  

Новый год в Большом! Балерина Александра Трикоз — Французская кукла из «Щелкунчика»
Жакет из парчи, Yves Saint Laurent, 1980-е; клипсы c ювелирным стеклом, VRBA, 1980-е, все — VintageDream; перчатки из шелка, Gucci; колготки, Falke; мюли из поплина, Manolo Blahnik.

Вы участвуете в постановке «Щелкунчик»? А была ли у вас когда-то возможность посмотреть ее как зритель? Что вас, как балерину, больше всего восхищает и завораживает в этой постановке? Можете выделить отдельный фрагмент или костюм?

Да, обычно я участвую в «Щелкунчике». И как балерину, и как зрителя меня восхищает в нем все: и хореография, и костюмы, и режиссура… Это все настолько гениально поставлено! Все так великолепно сочетается друг с другом, тебя переносит в настоящую сказку. Когда в конце Мари просыпается и выбегает на авансцену, мне в этот момент всегда становится грустно… Жаль, что сказка закончилась. 

Партия вашей мечты?

Я не так много танцую, поэтому все новые партии, которые я получаю, — это партии мечты. В каждой можно найти что-то свое, каждая особенно дорога сердцу. 

В Большом театре есть что-то наподобие музея, где можно увидеть старые костюмы, которые носили балерины в прошлом? 

Да, конечно, есть. Там есть и костюмы, и эскизы, и мемориальные предметы, личные вещи артистов и много-много всего интересного. Иногда мы даже выходим на сцену в костюмах прошлого, если они еще в ходовом состоянии. Порой, поражаешься, какой исторический экземпляр тебе достался! 

Как сегодня, по вашим ощущениям, изменились балетные костюмы? Они по-прежнему соответствуют неким золотым стандартам? Или в них появляются современные элементы? 

Золотой стандарт остался. Это костяк, на который нанизывают современные элементы для большего удобства артистов. Пачка, например, по диаметру стала больше. А сами костюмы стали удобнее, с более интересным и детальным декором. 

ELLE.ru благодарит пресс-службу Большого театра за помощь в организации съемки и интервью.

Фото: Алексей Дунаев

Стиль: Екатерина Кассина

Ассистенты стилиста: Данил Хорунжий, Дарья Никитюк, Алина Орлова

MUAH: Дмитрий Чернушенко, Анна Чернова @The Agent, Юлия Шитова

Продюсер: Елена Серова

Ассистент продюсера: Нелли Косарева.