Настоящее имя актрисы — Фанни Фельдман. Псевдоним взяла в честь Любови Раневской, героини «Вишневого сада» Чехова. По словам актрисы, у нее с Раневской много общего: сентиментальность, неприспособленность к быту и равнодушие к деньгам.

Отец будущей актрисы, таганрогский купец Гирш Фельдман, владел фабрикой, доходными домами, магазином и даже пароходом. Именно на этом пароходе Фельдманы эмигрируют во Францию, когда началась революция.

Фаина Раневская

Семья не одобряла увлечения дочери театром, но, поставленная перед выбором, Фанни порвала с родителями и в 21-летнем возрасте уехала в Москву.

Была дружна с Мариной Цветаевой и Владимиром Маяковским.

Первая роль в кино случилась достаточно поздно, в 1934 году, когда Раневской было уже 40 лет. Дебютом стал фильм Михаила Ромма «Пышка».

Мечтой актрисы было поработать с Эйзенштейном, и ей это почти удалось: Раневскую утвердили на роль в «Иване Грозном», но затем отказали. Раневская была уверена, что причиной стало ее еврейское происхождение, официально зафиксированное в паспорте. Серафима Бирман, которой перешла роль, также была еврейкой, но по паспорту значилась молдаванкой.

Фильмография Раневской насчитывает 25 картин. Пик активной работы в кино пришелся на сороковые годы, когда вышло 14 лент с ее участием (в том числе «Небесный тихоход», «Весна», «Золушка»).

Последний фильм Раневской, комедия о циркачах «Сегодня — новый аттракцион», вышел в 1966-м. Финальные ленты в послужном списке актрисы — это телеверсия спектакля «Дальше — тишина…» (1978) и «Комедия давно минувших дней» ( 1980). В «Комедии» использовались кадры из старых фильмов Раневской, так что назвать эту картину полноценной ее работой нельзя.

Также играла в короткометражках сатирического киножурнала «Фитиль», и озвучивала мультфильмы («Сказка о царе Салтане» и «Карлсон»).

Фаина Раневская фото

Авторство фразы «Муля, не нервируй меня», которую произносит персонаж Раневской в фильме «Подкидыш», актриса приписывала себе. Это стало причиной ее ссоры с авторами сценария картины — Агнией Барто и Риной Зеленой.

Эта же фраза заставила смутиться руководителя СССР Леонида Брежнева. На одном из приемов в Кремле генеральный секретарь, увидев Раневскую, воскликнул что-то в духе «Вот, смотрите, идет Муля-не нервируй меня!». На что подошедшая актриса заявила: «Так ко мне обращаются дети и хулиганы». Брежнев замешкался, покраснел и, извинившись, сказал, что просто очень любит фильмы Раневской.

Роль в фильме Ромма «Мечта» стала единственной драматической работой Раневской в кино. По легенде, писатель Теодор Драйзер был так воодушевлен просмотром «Мечты», что даже вышел из запоя.

Сниматься в кино Раневская не слишком любила, предпочитая все-таки театр.

Сестра актрисы, Изабелла, прожив всю жизнь в парижской эмиграции, после смерти мужа решила вернуться в Россию и воссоединиться с Фаиной. Родственнице знаменитой Раневской это позволили, Изабелла действительно вернулась и свои последние годы провела рядом с Фаиной. Сестры и похоронены по соседству, на Донском кладбище.

Актриса была одинока, единственным близким ей существом стал пес по кличке Мальчик, подобранный на улице.

Свою неустроенную личную жизнь актриса объясняла разбитым в юности сердцем: влюбилась в актера, пригласила его к себе, а он заявился с подругой и попросил «пойти погулять».

Фаина Раневская
Фаина Раневская

На вопрос «Что такое любовь?» Раневская обычно отвечала «Забыла».

Раневская спасла начинающего актера Владимира Высоцкого от увольнения из театра. Переживавший, что не получает достойных ролей в Театре Моссовета, Высоцкий запил. Администрация была готова избавиться от такого балласта, однако Раневская выступила в защиту актера.

В родном городе актрисы Таганроге в середине 80-х был открыт памятник Раневской и установлена мемориальная доска. Там же, только в 2009-м, появилась кофейня «Фрекен Бок», с массой фотографий актрисы.

Медали и ордена, полученные за свои роли, актриса держала в коробке с надписью «Похоронные принадлежности».

Раневскую часто спрашивали, когда же она напишет мемуары. Актриса долгое время отнекивалась, но в какой-то момент ей это надоело. Она заявила, что готова взяться, только в будущей книге будет лишь одна фраза: «Судьба — шлюха».

Называла себя «психопаткой».

Уверяла, что способна сыграть все, что угодно, кроме Ленина.

Дверь в квартиру Раневская не запирала.

Фаина Раневская афоризмы

Афоризмы

В памяти публики актриса осталась не только ролями, но и фантастическими высказываниями, ставшими афоризмами. Вот несколько ярких образцов.

Раневская стояла в уборной совсем голая и дымила папиросой. Дверь неожиданно открылась, и в помещение вошел без стука директор театра. Глядя на него, Раневская спросила:

- Вас не смущает, что я курю?

Однажды актрису спросили, кто, по ее мнению, умней — мужчины или женщины. «Конечно, женщины», — ответила Раневская и пояснила «Вы когда-нибудь слышали о женщине, которая бы потеряла голову только от того, что у мужчины красивые ноги?»