О законах парфюмерного жанра и своем своеобразном аромапути творец ароматов Dior Франсуа ДЕМАШИ рассказал Марии ТАРАНЕНКО
«Бог мой! Только этот мужчина может надеть розовые брюки, фиолетовый пиджак с салатовой рубашкой и выглядеть при этом абсолютно гетеросексуально!» — это восклицание итальянской журналистки я вспоминаю каждый раз, встречаясь с Франсуа Демаши. Аромагуру Dior любит небанальные образы. Но при этом неизменно смотрится мужественно, элегантно и соответствуя случаю. Поразившим итальянку радужным Look-ом парфюмер радовал нас в Индии во время презентации аромата Escale A Pondicherie. А в ноябрьской Москве, рассказывая о коллекции топ-запахов La Collection Couturier Parfumeur, Франсуа Демаши щеголял идеально сшитым костюмом, орхидеей в петлице и оригинальным принтом на рубашке Dior (издалека казалось, что мэтр надел необычную бабочку). Демаши в своем репертуаре. Бездна вкуса и индивидуальности. В точности как в его ароматах. «Согласен, у меня есть стиль. Если не в одежде, то уж в парфюмерии точно! Мой аромапочерк понятен и прост. Только не путайте простоту с примитивностью. Я безумно люблю, чтобы каждая нота композиции имела собственное звучание. Чтобы их можно было понять, услышать, различить. Я не сторонник сложных сплавов и душераздирающих авангардных коктейлей. Точно так же и с кулинарией. Нельзя сказать, чтобы я был прекрасным поваром, но, если начинаю готовить, предпочитаю простые блюда. Каждый компонент в них ясен, чист и, главное, вкусен! Я родом из Прованса. Еда там простая, мясных блюд почти нет (бедная почва, мало травы). Поэтому люблю готовить рыбу, овощи-гриль, рататуй и рагу из помидоров с оливками. Обязательно много приправ! Аромат прованских трав нельзя сравнить ни с чем. Мы с отцом, который был фармацевтом, собирали их все мое детство», — Франсуа Демаши на секунду закрывает глаза и пускается в пространные воспоминания о своем прошлом.
ПРЕВРАТНОСТИ СУДЬБЫОн родился в Грассе, парфюмерной столице Франции: «Считаю это перстом судьбы». Правда, в парфюмерию пришел из духа противоречия. «Отец хотел, чтобы я тоже стал фармацевтом. Но! Это был 1968 год. Францию сотрясали молодежные демонстрации. Все хотели быть независимыми. Я тоже. Но для этого требовались деньги. Я и пошел их зарабатывать на фабрику. Парфюмерную фабрику», — с улыбкой уточняет Демаши. Затем были годы учебы в медицине («Не пошла она у меня как-то»), парамедицине. И в итоге возврат в парфюмерию. Учеба на «Носа» давалась очень легко. Работу в арома-концерне Charabo он нашел легко. Каков же был первый аромат? Демаши хохочет: «Категорически не гламурный! Вот просто совсем! Ни за что не угадаешь!» Оказывается, свой парфюмерный путь он начал с парфюма… для коров! Точнее, для сена, которое опрыскивали ароматворением юного Франсуа, дабы повысить аппетит у французских буренок. «Не смейся, запах был успешным… в определенных кругах. По-моему, он до сих пор существует и его закупают агрофирмы!» Ну как тут не смеяться?! Знали бы коровы, отчего растут их надои…
Свой первый, сразу снискавший успех аромат Франсуа Демаши создал для Ungaro. И для своей жены — название Diva красноречиво на это намекает. «Правда, потом я развелся», — сбивает меня с романтического настроя месье Демаши и рассказывает, что трижды женат, имеет четверых детей и обожает последнюю супругу, которая вдохновляет его на новые творения. В выборе музы мэтр постоянен. После успеха своего аромапервенца Франсуа Демаши стал работать в Chanel, а затем возглавил парфюмерию дома Dior. «У моей мамы было два аромата. Первый — Chanel №5, она носила днем. Второй — Miss Dior, вечером. Если бы я знал, что в моем детстве было столько знаков судьбы, не стал бы в юности так метаться». Свою работу в Доме Dior он обожает. Не только за моменты творчества и радости, но и за свободу и независимость. «Когда я приступил к созданию La Collection Couturier Parfumeur, сразу предупредил, что это будет мое личное творение. Никаких советов, анализов рынка и прочих маркетинговых штучек. Я создавал запахи имени Кристиана Диора. Каждый из них отражает определенную веху в жизни кутюрье. Мне нравится развивать идеи Диора, которые я изучал по его интервью и воспоминаниям современников. Он считал, что духи столь же важны, сколь и тенденции моды. Считал, что это способ завершить одежду. Маэстро уделял массу внимания деталям, качеству тканей, их сочетанию и т.д. И я решил это привнести в свои ароматы».
ЧАСТНАЯ КОЛЛЕКЦИЯМы приступаем к дегустации ароматов La Collection Couturier Parfumeur. Их десять. Очертания флаконов одинаковые, а вот оттенки разные, намекающие на характер запаха. Мне по душе New Look 1947 с его канканом чувственных цветочных нот (индийской туберозы, иланг-иланга, тосканского ириса, дамасской розы, жасмина самбак…). Пленяет неожиданно нежным звучанием аромат с восточным названием Ambre Nuit («Ночная амбра»). «Он олицетворяет роскошную бальную атмосферу, столь любимую Диором и отображенную во многих его кутюрных платьях. Здесь амбра играет с розой, придавая ей торжественное звучание», — объясняет мне суть запаха его создатель. А затем признается, что один из ароматов коллекции он в прямом смысле оторвал от сердца. Когда-то, устав от обилия запахов вокруг, он создал для себя особенный аромат. «Только он меня не раздражал. К тому же одеколон выветривался за время, пока я доезжал до офиса. Парфюмер не должен отвлекаться на посторонние запахи». А теперь Франсуа Демаши поделился личным парфюмом с нами: «Я слегка видоизменил его, усилив глубинные ноты, чтобы Cologne Royale обрел стойкость». Не спеша изучив всю десятку, я с удивлением отмечаю, что в ней нет даже отдаленно похожих ароматов. «Как нет двух одинаковых кутюрных платьев Dior», — соглашается со мной ароматворец легендарного Дома.