Только на один день по приглашению русского ELLE в Петербург прибыл сэр Пол Смит - легенда британской моды и создатель империи дизайна.
Накануне в редакции ELLE раздался звонок из пресс-службы Paul Smith: «Пол просит, чтобы в аэропорту не было фото- и телекамер, это можно устроить?» Устроить можно все: и мы начали готовиться к приему VIP-гостя, у которого на все случаи жизни будут особые пожелания… Но все пошло не по звездному сценарию. В аэропорту сэр Пол попросил не называть его «сэром», помог водителю загрузить свой кейс в багажник и сразу сообщил: «У нас с вами только один день — но я полностью в вашем распоряжении». Он был безупречен, пунктуален, вежлив, неутомим, так что ELLE сумел задать ему несколько вопросов.
ELLE Вы совмещаете в одном лице дизайн, бизнес, маркетинг и как будто совсем не тяготитесь бесчисленными обязанностями.
Пол Смит Я человек в двух шляпах — всю жизнь занимаюсь и дизайном, и бизнесом. Это редкий случай в мире моды. Обычно дизайнеры позволяют себе удовольствие быть только художниками. Конечно, у меня есть команда, но все равно я веду бизнес сам. Найти правильных людей непросто. Слишком часто дизайнеры окружены людьми, которые говорят им только приятные вещи: «Ах, это фантастика! Волшебно!» Такой подход неизбежно приводит к потерям.
ELLE Где Вы находите этих «правильных людей»?
П.С. Я предпочитаю сам их обучать. Метод прост: когда ты спокоен и мягок, вежлив и логичен, они рано или поздно усваивают твой стиль. Мир моды меняется. Сейчас мода больше зависит от PR-кампаний. Мы живем в мире fast fashion - H&M, Zara. Поэтому постоянно идет игра с имиджами, журналистами. Но модный бизнес, как и мир в целом, все равно держится не на компьютерах и не на PR-технологиях, а на людях. Люди, которые работают у меня, остаются со мной по 10-15 лет.
ELLE Вы из тех, кого принято называть self-made man…
П.С. Я никогда не использовал методику «проталкивания». Она приводит лишь к тому, что вы с неизбежностью скатываетесь вниз — когда напор ослабевает. Я выбираю естественный путь развития. Я хочу, чтобы люди покупали мою одежду потому, что она им нравится, а не потому, что они увидели 20 страниц рекламы. Я никогда не устраиваю «клиентских ланчей», не обедаю с нужными людьми. Зато часто работаю в собственном магазине в Ноттинг-Хилле как обычный продавец или ассистент.
ELLE В самом деле?
П.С. Это правда. Меня можно встретить прямо в торговом зале. Я считаю это очень важным — самому заботиться о том, как выглядит магазин, понимать, с каким настроением заходит туда мой клиент. И я всегда напоминаю своей команде: «Все, что мы создаем, мы делаем для клиентов. В конечном итоге именно они оплачивают ваши счета, а не я», — говорю я сотрудникам. Поэтому я считаю, что магазин должен радовать, пробуждать положительные эмоции… Я хорошо в этом разбираюсь, потому что сам начинал ассистентом в магазине, а не художником . Это у моей жены специальное образование. И у нее я многое узнал про особенности кроя, силуэт, чувство формы.
ELLE Вы забыли упомянуть чувство юмора — еще одну особенность стиля Paul Smith!
П.С. Ну конечно, чувство юмора — это подход Paul Smith. Не просто строгий элегантный костюм, но обязательно какая-нибудь забавная подкладка. В мире, где так много происходит страшных вещей, где терроризм, обязательно должно быть что-то такое, что заставляет людей улыбаться. Я знаю это точно. Сегодня ты должен быть смелым, чтобы позволять себе делать эмоциональные и иррациональные, а не только коммерческие вещи.