6 сентября день рождения отмечает Юрий Шатунов, звезда "Ласкового мая" и главный голос страны на стыке восьмидесятых-девяностых. С феноменального успеха "Мая" началась золотая эпоха российской поп-музыки, в которой нашлось место всем — романтикам, фрикам, плакальщицам и крутым модникам. ELLE — о звездах 90-х.
Юрий Шатунов
Несовершеннолетний кумир миллионов, подросток-богач, — как правило, судьбы таких людей во взрослом возрасте складываются печально. Вспомним того же Маколея Калкина. Однако Шатунов оказался сделан из стали. Уйдя — сам, в расцвете славы! — из "Ласкового мая", Юрий выучился на звукоинженера, не пропал, не запил, не растерял заработанное, но приумножил и крепко стоит на ногах. Хитов, сравнимых со шлягерами поры "Ласкового мая", у него нет, но артист регулярно выпускает альбомы, дает концерты, и в целом все у него отлично. Шатунов давно живет в Германии, обзавелся семьей (которую старается публике не предъявлять), перешагнул через сорокалетний рубеж, но -— удивительно — ни внешне, ни голосом не изменился.
"Ласковый май"
Успех этой группы — стечение обстоятельств, отличная легенда плюс невероятный авантюризм Андрея Разина. Кто его знает, что было бы с Юрием Шатуновым и другими участниками коллектива, если бы их записи не услышал в поезде администратор группы "Мираж" Разин. Впечатлившись, неугомонный Разин нашел Шатунова и автора песен Сергея Кузнецова, перевез в Москву, где основал Продюсерский центр "Ласковый май". На пути к достижению своих целей он не останавливался ни перед чем — если было нужно, прикидывался племянником Михаила Горбачева. Усилия не заставили долго ждать: по стране поехало сразу несколько "Маев", в день группы давали по несколько концертов, деньги текли рекой — складывать было некуда. У группы даже выходила собственная газета — прецедент в советской поп-музыке. Конвейер работал безотказно: альбомы выходили один за одним, и кто там пел, было уже неважно. А потом в 1992 году все кончилось. 15 лет спустя Разин возродил группу, но это было уже не то. И даже фильм, посвященный "Маю", не помог. Всему свое время.
Кармэн
"Кармэн" начался с музыкальной "халтуры" Сергея Огурцова (позже ставшего Лемохом) и Олега Титоренко (он же Богдан Титомир). Оба дергали за струны и жали на клавиши в коллективе некоего Владимира Мальцева. Этот Владимир Мальцев ни разу не был певцом, зато руководил продюсерским центром "Союз" и иногда, видимо, для души, выходил на сцену как конфераньсе и артист. В интернете можно найти видео, где мужчина средних лет, одетый в желтую рубаху, поет песенку "Париж". Ту самую, которая позже звучала в репертуаре "Кармэн". Ее автором был Лемох, как, впрочем, и всех хитов "экзотик-поп-дуэта", как называли участники "Кармэн" свой проект. Золотое время группы длилось недолго — полтора года, с зимы 1990 по весну 1991-го. Но какое это было время! Парни в широких штанах, косухах, с удивительными для советской молодежи (не берем столичную) стрижками и убойными танцами покорили всю страну. А их альбом "Вокруг света" звучал из каждого утюга, заставляя мечтать о далеких краях.
В апреле 1991 года Титомир ушел, чтобы начать сольную карьеру, Лемох же, перезаписав старые хиты заново, убрав голос экс-напарника, продолжил чес. И выступает до сих пор: последнее видео на канале "Кармэн" на YouTube датировано прошлой осенью. А ведь в мае этого года неутомимому лидеру "Кармэн" стукнуло 50 лет.
Богдан Титомир
Уроженец Одессы Олег Титоренко покорял Москву, делая аранжировки для "Ласкового мая". Потом халтурил (читай выше), играя на бас-гитаре и пританцовывая, и в итоге стал участником "Кармэн". Надолго темпераментного и амбициозного Богдана не хватило и он отправился в свободное плавание. И тут же сделался суперзвездой. Образ расслабленного рэпера, окруженного дорогими тачками и не менее дорогими красавицами, поразил постсоветскую молодежь в самое сердце. "Ерунда" и "Делай как я" звучали на всех дискотеках, и молодые люди учились растопыривать пальцы так же как их кумир.
Но слава Титомира оказалась недолгой. На паре-тройке хитов далеко не уедешь, а новых у Богдана не было. Так что, подарив стране два устойчивых мема — "Делай как я" и "Пипл хавает" — артист сошел с массовых радаров.
Женя Белоусов
Считается, что "Женя Белоусов" стал первым проектом западного типа в российском шоу-бизнесе. Обаятельный парень, певший "Девочка моя синеглазая", целиком зависел от своих продюсеров, писавших для него хиты и говоривших, что ему делать. Но характер у артиста все-таки был: cначала он буквально сбежал от Бари Алибасова к Воропаевой и Дорохину — семейной паре, взявшей его в оборот и сочинившей для него ту самую "Девочку". Затем переметнулся к Игорю Матвиенко, и тот написал для Белоусова грандиозный шлягер "Девчонка-девчоночка". 14 аншлаговых концертов подряд в Лужниках — можете такое себе представить? Да еще в голодном 1992-м? И это был пик карьера певца. Дальше начались неудачный бизнес, проблемы со здоровьем, ненависть к собственному сладкому имиджу. В июне 1997-го Евгений Белоусов умер от инсульта. Ему было 32 года. Остались несколько браков (в том числе девятидневный брак с Натальей Ветлицкой), двое детей, и память.
"Белый орел"
Успешный бизнесмен Владимир Жечков, владевший в 90-х одним из крупнейших рекламных агенств страны, "Премьер СВ", создание "Белого орла" называет своей прихотью. Но проект возник не на пустом месте — Жечкову на нашей эстраде не хватало артистов "с энергетикой", поющих песни со "смыслом". Как и положено деловому человеку, он основательно подошел к решению проблемы. Набрал матерых композиторов и поэтов, придумал название и превратился в певца. Речь изначально шла о рок-группе, но вышел чистый шансон. Две песни проекта Жечкова — «Потому что нельзя» и «Как упоительны в России вечера» — стали прямо-таки народными, и "Белый орел" с набранными музыкантами поехал по стране с концертами. Сам идейный вдохновитель на сцену не выходил, предпочитая работать в студии. Потом перебрался жить во Францию, с пением завязал, и "Белый орел" сдулся.
Андрей Губин
Губин сочинил свой знаменитый хит "Мальчик-бродяга", в 12 лет. Понадобилось почти десятилетие, чтобы эта песня дошла до публики. Андрей Губин стал звездой в 1994-м и пребывал в первой российской поп-лиге до начала нулевых. "Лиза", "Зима-холода", "Девушки как звезды" — Губин стабильно выдавал шлягеры, и, казалось, эта машина никогда не сломается. Кроме того, молодой, но одаренный артист вовсю помогал коллегам — делал аранжировки для песен своего хорошего приятеля Леонида Агутина, сочинял для Жанны Фриске. Но потом все кончилось. Вот уже десять лет Андрей находится на периферии шоу-бизнеса. Говорят, причина отшельничества — проблемы со здоровьем.
Таня Буланова
Мало кто уже помнит, но сначала выпускница библиотечного факультета Буланова была вокалисткой группы "Летний сад". Это потом, став большой звездой, она отправилась в сольное плавание. Певица женской души, скромная, несмотря на успех, петербурженка занимала на нашей сцене ту же нишу, что в Штатах — Тони Брэкстон. Романтичные баллады трогали женское население России до слез, и не было в середине 90-х певицы более народной, чем Татьяна Буланова. В 1996-м она решает сменить надоевший имидж плакальщицы и появляется перед удивленной публикой в танцевальном, ярком амплуа. "Ясный мой свет", "Мой ненаглядный" стали дискотечными хитами и это был удачный эксперимент. Буланова до сих пор в строю, но в последние годы скорей как медийная персона, нежели певица с новыми хитами. Брак с футболистом "Зенита" Владиславом Радимовым, написанная книга, телепроекты — есть, а новых шлягеров — увы, нет.