В первые дня февраля фонд поддержки современного искусства Якутии Ayarkut запустил программу «Голоса земли».

«Голоса земли» дарит нам всем возможность прикоснуться, увидеть, услышать холод и север. Здесь можно услышать, как звучали древние шерстистые мамонты, населявшие Арктику в период плейстоцена, и треки звезд золотой эры якутского хип-хопа, которые кропотливо собирает автор паблика көҥүл сир («Земля свободы»).

Зима в сердце: как русский Север стал центром современного искусства
Фото
Ganicheva Olga

На протяжении 3 месяцев на платформе будут происходить онлайн-показы фильмов из авторских подборок кинокураторов, собираться микстейпы музыкантов, подкасты и записи театральных спектаклей, проводиться онлайн-дискуссии и выставка современного искусства, исследующая художественный потенциал голоса.

17 января в Российском Этнографическом Музее закрылась выставка- трансформация «Сырое и приготовленное», придуманная по следам Первой Коми биеннале современного искусства, созданной Пьером Броше. Выставка успешно поднимала темы многообразия культурных ландшафтов и этнолокальных идентичностей Русского Севера и всей России. Современное искусство в Этнографическом музее столкнуло на первый взгляд несовместимое — зрителей современного искусства и поклонников Этнографического музея в его обычном понимании.

Оба проекта объединяет тема исследования холода и севера, а также художественный руководитель фонда Ayarkut Александр Буренков, который в обоих случай выступил куратором. Выставку «Сырое и приготовленное» он курировал вместе и по приглашению Пьера Броше.

Именно поэтому Александр Бланарь решил встретиться с Пьером Броше и Александром Буренковым и поговорить о том, зачем ходить современному человеку ходить в Этнографический музей, а также о самом главном тренде сейчас — Русском Севере.

Зима в сердце: как русский Север стал центром современного искусства
Пьер Броше

ПБ В июле 2020 г. ко мне обратился бывший министр культуры Республики Коми с предложением обновить Национальную Галерею Республики Коми, которая существует уже давно, и где экспозиция почти на протяжении 25 лет не менялась. В 2021 году Республика отметила 100 лет. Решили, что национальная галерея должна быть обновлена. Я приехал туда в июле, а в сентябре 2020 г. стал президентом Национальной Галереи — это пост, который мне дал возможности не столько руководить галереей, а именно сделать вот эту переработку, которая была нужна.

 А почему именно формат биеннале, а не выставки?

ПБ Сначала мы изменили полностью экспозицию в галерее. В честь 100-летия министр попросил меня сделать мегасобытие уровня биеннале. С Мариной Лошак мы придумали название «Новое открытие севера», опираясь на историю с приездом Кандинского в 1889 году в Вологодскую губернию на землю коми-зырян. В Национальной галереи есть большая коллекция работ XIX века и начала XX: Айвазовский и так далее — российских и европейских художников, которые в XIX веке в основном путешествовали в Италию, в Испанию, в Крым, на север Африки и рисовали картины на теме «юг». Путешествие на север было достаточно редким в XIX веке. И лишь Кандинский был одним из немногих, кто сказал, что для него вот это было важно. И мы подумали, что «Новое открытие севера» — это как раз то, что происходит сейчас. В Национальной галерее Республики Коми есть ещё и большая коллекция работ, которая связана с созданием союза художников в Коми уже в 20х-30х годах 20 века. Коллекция в основном состоит из картин художников, приезжающих в регион по идеологическим причинам или принудительно. С 1925 года и до конца советского периода — 1991 года, произведения искусства приобретались или предлагались художниками, транслирующими свои впечатления о ландшафтах, культурах, народах Коми региона. И вот летом и осенью 2021 г. 23 приглашенных художника отправились в творческие экспедиции в разные районы и населенные пункты Республики Коми, чтобы изучить регион и познакомиться с представителями коренных народов: «коми-зырян» и «ижма-коми», а также ненцев на крайнем севере. Мы думали, что такое событие может и повториться каждые два года в форме биеннале.

Зима в сердце: как русский Север стал центром современного искусства
Таня Ахметгалиева и Тим Парщиков «Вывих тяжёлый, как спущенный мяч, панорамы», 2021
Фото
PARCHIKOV

Почему север снова становится модным? За последнее время появилась не только Коми биеннале, но и ЦСИ «Сияние» Андрея Малахова в Апатитах и фонд современного искусства AyarKut в Якутии,  программами которого занимается Александр. Получается, по большей части, шумит сейчас как раз Русский Север — это совпадение?

АБ Перечисленные инициативы — далеко не все, что происходит сейчас с современным искусством на Русском Севере, а лишь некоторые из тех проектов, которые находятся сейчас на слуху, и мне даже обидно, что в Москве плохо знакомы с реальной картиной многочисленных сильнейших культурных инициатив, годами последовательно и кропотливо развивающих локальную художественную среду, зачастую тихо и самоотверженно, не надеясь на внимание столиц. Среди местных культуртрегеров — архангельский региональный Центр современного искусства ARKA, арт-резиденция и музей «Марьин дом» в Чаколе, международная исследовательская и проектная платформа Arctic Art Institute Екатерины Шаровой с их ежегодным Arctic Art Forum и другими многочисленными проектами, полярная арт-резиденция PolArt в Норильске, арт-резиденция «Никель», резиденции в Петрозаводске, Сортавале, Костомукше, «ФМ-резиденция» в Мурманске и другие проекты независимой кураторской группы Fridaymilk, самый громкий из которых фестиваль Inversia, который пройдет в этом году в начале февраля и куда я собираюсь поехать. Если говорить о притягательности образа Русского Севера, сформированного самыми разными факторами — от окраинного положения, слабой освоенности территории, северорусских диалектов, старообрядчества, народного православия — в первую очередь он неотделим от северной природы: суровых лесов, раздолья лугов, мощных валунов на побережье Белого моря, арктических просторов, особых цветовых сочетаний, романтического образа последнего фронтира, края земли, территории отважных людей. Не только ландшафт, но и уникальное культурное наследие, и образ жизни на русском севере формируют уникальную среду общения, атмосферу места, необходимую как раз для развития в том числе творческих индустрий. Все это не может не быть колоссальным источником вдохновения для интерпретации художниками.

Другой интересный момент, что символика Русского Севера создается и воспроизводится в самых различных и региональных, локальных контекстах — даже упоминая Якутию, совершенно другую часть континента и культуру, не совсем правомерно говорить о Русском Севере, который ограничен европейской частью России, хоть мы и привыкли уже к обиходному применению термина «Русский Север» к месту и не к месту — посмотрите хотя бы фильм Юрия Дудя, упорно называющего Колыму Русским Севером. Идея выставки «Сырое и приготовленное» в Российском этнографическом музее как раз заключалась в осмыслении этой географии, попытке понять, какие связи могут возникнуть между современным искусством и экспонатами самых разных регионов, воспринимаемых как часть северной культуры, насколько проблемы, которые исследовали художники в специфическом контексте конкретной коми-зырянской, коми-ижимской и коми-пермяцкой культур, актуальны для соседних или удаленных территорий, каким новым добавочным смыслом они наполняются и как преломляются через призму традиционных культур других народностей. Что же такое Русский Север и где проходит его граница, где проходит граница и между традицией и современностью, между этнографическим экспонатом и художественной интерпретацией — эти вопросы были отражены и в пластическом решении экспозиции в Этнографическом музее, и в образовательной программе. Можем ли мы использовать обобщающие определения, вроде гомогенизирующего термина «Русский Север», сводящего воедино, казалось бы, самые разные культуры, этносы и регионы, и может ли обмен визуальными кодами внутри одного гиперрегиона послужить основанием для лучшего понимания между людьми разных национальностей? В какой-то мере выбранная форма тотальной интервенции на двух этажах постоянной экспозиции поставила под вопрос и сам музейный принцип деления по региональному и этническому признаку, а значит, и всю музейную систему классификации.

Зима в сердце: как русский Север стал центром современного искусства
Метео Ревилло «Северный пейзаж I», 2021. Холст, масло. «Северный пейзаж II», 2021. Холст, масло. «Плохие новости от звезд I», 2021. Холст, масло. «Плохие новости от звезд II», 2021. Холст, масло
Фото
VICTOR YULIEV

А не кажется ли со стороны, что это такое насаждение и врывание? Что все остальное современное искусство успело захватить, остались только самые холодные регионы по всему миру (смеётся)

ПБ Нет, я думаю, что здесь есть еще концепция конца XIX — начала XX вв, что если ты ищешь настоящего русского человека, его корни, русский архаизм — ты должен его искать на севере. Со стороны художников есть и сегодня большой интерес к корням и к народам, которые живут на севере — сейчас не так много людей в России которые имеют такие мощнейшие отношения с природой и с культурными традициями.

АБ Я предлагаю все-таки не мыслить в терминах «насаждения сверху» и, опять же, не думать о Русском Севере в стереотипах неосвоенного пространства. Повторюсь — его культурный ландшафт наполнен и самобытными художниками, и вполне значимыми проектами и инициативами — от фестиваля Dark Ecology до Arctic Art Forum — которые из-за сцентрированной на столицах информационной среды не всегда получают должного внимания на федеральном уровне, что приводит к тому, что о проектах зачастую лучше знают коллеги в Скандинавии, нежели в России. Разумеется, мы должны быть предельно внимательны к работе с таким контекстом, российская среда особенно чувствительна к колониальной риторике, которая может проявиться в тональности проектов, их дискурсивности, органичности контексту, понимании не только передовой критической теории, но и запросов среды. Я не вижу ничего плохого в межрегиональном или международном сотрудничестве, приглашении кураторов и художников из других географических контекстов, ведь в конечном счете важным становится, не откуда человек, а насколько глубоко он смог погрузиться в локальную специфику, прочувствовать место, предложить инновационные способы его осмысления, вовлечь местную среду в диалог. Не нужно забывать, что устойчивые представления о Русском Севере как о заповедном месте, о памятнике отечественной и в том числе мировой культуры, сложились в конце XIX и начале XX веков, во многом, благодаря именно усилиям устремившимся на Русский Север из Москвы художников. Более чем сто лет назад художники русского авангарда Александра Экстер, Ксения Богуславская, Казимир Малевич и другие создали свои супрематические работы по мотивам народного творчества, вышитые впоследствии артелью вышивальщиц, объединив профессиональное искусство и опыт народных умельцев на выставке «Современное декоративное искусство. Вышивки и ковры по эскизам художников» проекта «Вербовка». Времена меняются, но до сих пор исторический облик сёл и городов, народные ремесла и промыслы, фольклор, обряды, праздники и ритуалы являются главным  символическим капиталом этого региона, обеспечивающим устойчивость и привлекательность в том числе творческих проектов этого региона. Современные кураторы в последние десятилетия, разумеются, обращаются к новым стратегиям, сформированным постколониальной и деколониальной оптиками, экологической проблематикой, идеями ретерриториализации искусства, глокальности, включения в художественный процесс знания коренных народов, возвращения к традиционной культуре и фольклору. Помимо частных инвесторов и компаний, которые открывают на севере свои музеи, фонды в регионах, мы наблюдаем большое количество низовых инициатив, самоорганизаций, формирующихся вокруг отдельных профессиональных микросообществ или энтузиастов.

Зима в сердце: как русский Север стал центром современного искусства
Фото
Adobe After Effects

Этнографический музей, приезд туда и трансформация в Петербурге — это было сделано для привлечения большего внимания?

АБ Свободный формат выбора художниками направления для резиденции и темы исследования позволил каждому участнику Первой Коми биеннале поставить собственные вопросы и задачи, во время одного события провести несколько разных, но взаимосвязанных микроисследований, выработать собственные, органичные именно их практике стратегии автоэтнографии, антропологического анализа или полевых исследований. Эти исследования продолжились в других местах или эволюционировали в новые проекты — например, Алиса Горшенина продолжила исследование знаний о фольклоре, полученных в Коми, уже в Архангельской области, в резиденции центра современного искусства ARKA в рамках выставки «Дневник северных вод», и в Этнографическом музее решила показать уже не выскатывание об Уральском море, а новую инсталляцию «Северным русалкам на зимовку необходимо пальто» — в диалоге с витриной, посвященной старорусскому обряду ряжения в русалок. Каждый художник выбирал себе место в Этнографическом музее, которое могло бы обогатить его высказывание новым смыслом, поместить в совершенно иной контекст, который мог бы быть интересен даже тем, кто видел экспозицию в Национальной галерее в Сыктывкаре. Экспозиция стала попыткой предложить музею сценарий возможности диалога современного искусства и постоянной экспозиции традиционного этнографического музея, культуры одного региона с культурами других народов страны. Работы современных художников становились инструментом для ремедиации и альтернативного прочтения постоянной экспозиции и фактом внедрения их в музейные витрины создавали новую ситуацию сопространственности артефактов различных национальных культур, выявляя неочевидные связи между ними и раскрывая их богатство в новом свете.

АБ Работы «ломали» традиционную логику таксономии и каталогизации экспонатов этнографического музея, вызывая ситуацию «системного сбоя» в традиционном музейном нарративе, вступая в диалог с артефактами других национальных культур, выявляя тем самым неочевидные связи и параллели между ними и задаваясь вопросом о возможностях постэтнографического музея, развитии подобных институций на постсоветском пространстве. Идея диалога культур, временных пластов, традиционной культуры и современности нашла отражение и в некоторых работах. Так, Ян Гинзбург, не участвовавший в Коми биеннале, приехал в Сыктывкар в резиденцию уже к закрытию проекта и создал для выставки в Петербурге работу «Коррозия перевода», взяв за основу поврежденный коррозией эмалированного листа железа, найденный в Троице-Стефано-Ульяновском монастыре в Коми. На листе изображены две женщины: одна диктует текст письма, а другая переводит с устного коми на русский письменный. Лист представляет таблицу с прейскурантом цен на написание адреса, писем, переводов и других документов. При этом, портреты написаны в наивном советском стиле, близким по манере к Павлу Леонову, Аркадию Петрову, а объявление-вывеска отсылает к работам Комара, Меламида и Ильи Кабакова. Художник в качестве решения инсталляции идет по пути достраивания изображения: так отрезанный кусок металла, обрывающий текст и изображение, создает пространство для фантазии.

Для выставки я предложил название, отсылающее к классическому труду «Мифологики. Сырое и приготовленное» Клода Леви-Стросса, составившего подробные записи легенд и преданий индейских племен Северной и Южной Америки и выявившего скрытые закономерности мифа как такового. В книге основополагающие для всех мировых культур представления о природе взаимоотношений и диалектики согласия между естественным («сырым») и приобретенным («приготовленным»). В случае с выставкой современное искусство, основанное на методе художественной рефлексии — то самое «приготовленное» (актуальные формы), — интегрируется в «сырое», в естественность народной традиции, в собрание артефактов культуры и быта; архаическим формам, под которыми подразумевается классическая экспозиция музея этнографии, придается новый импульс, основанный на динамически развивающихся генах креативных индустрий.

Зима в сердце: как русский Север стал центром современного искусства
Олег Лысенко, куратор выставки Александр Буренков (посередине), Устина Яковлева (художница)

АБ Более того, проект стал первой выставкой современного искусства, прошедшей в Этнографическом музее впервые за 30 лет, после того как в 1991 году группа художников круга «Новой Академии» провела в Мраморном зале выставку «Геополитика», вдохновившись проектом Жана-Юбер Мартена «Маги Земли». Изменить это консервативное положение дел и устроить в музее, существующего в логике географии советского периода, неожиданную встречу с современностью тоже было амбицией проекта.

Не знаю, я не частый посетитель этнографического музея, но мне кажется, что они приходят туда вот если честно даже не знаю зачем.

АБ Я все-таки хотел бы разрушить такие предубеждения об этой институции, потому что Этнографический музей довольно популярен у петербургской творческой молодежи и не только.

При этом, вы говорили, что не все даже петербургские художники-участники выставки были в этом музее до проекта. Получается, аудитория современного искусства более закрытая?

АБ Мы все так или иначе живем навязанными нам культурными  стереотипами и образами, и очень важно сохранить в себе умение открывать какие-то вещи для себя заново. Пересматривать фильмы, которые не нравились в юности, но вполне могут понравиться сейчас, смотреть искусство, которое в новом контексте может раскрыться совершенно по-новому, открывать в более осознанном возрасте музеи, которые казались невероятно скучными в школьные годы. Петербургский музей «Современное искусство в традиционном музее», ставший визитной карточкой фонда «ПРО АРТЕ» уже больше 20 лет дает возможность по-новому взглянуть на самые неожиданные большие и малые музеи. Минувшим летом выпускники совместной магистерской программы Музея «Гараж» и НИУ ВШЭ организовали «Музей искусственной истории», тончайшую интервенцию в пространства Дарвиновского музея, где произведения современного искусства встречались с естественнонаучными экспонатами, а осенью команда Art.Itmo Residency в рамках Ars Electronica провела «Заземление», тончайшую интервенцию современного искусства в Музей почвоведения им. В.В.Докучаева на стрелке Васильевского острова. Я видел оба проекта, и каждый из них позволил посмотреть по-новому не только на музеи, но и на выставлявшееся в них искусство. Коми биеннале, насколько я понимаю, тоже ставила перед собой цели разрушить стереотипы о Русском севере и создать повод для знакомства с богатейшей традиционной культурой края, который в представлении огромного количества россиян находится где-то в Сибири.

Зима в сердце: как русский Север стал центром современного искусства
Фото
VICTOR YULIEV

Понятно что никто не любит об этом рассуждать, но что зритель должен почувствовать помимо задавания вопросов? Вот я приеду и просто пойду по этой выставке, какие ощущения по вашему зритель должен испытать? 

ПБ Страсть.

К северу?

ПБ И к северу, и к современному искусству. Увидеть мир глазами другого человека — очень ценный опыт, который наиболее ярким образом может предстать именно в современном искусстве. Видеть красоту мысли другого человека, пытаться дешифровать его визуальную чувствительность и поэтику, — это очень увлекательно.  Художники, оказавшись в Коми в ситуации полевых исследователей, примеряли на себя роль путешественников, первооткрывателей, этнографов и антропологов, были вынуждены искать новый язык для выражения себя как художника, работая «в поле» и пытаясь, оказавшись в новом территориальном контексте, схватить собственную идентичность, поэтому зачастую обращались к стратегиям автоэтнографии, запускали механизмы саморефлексии и самоидентификации, происходящей через осмысление своей связи с конкретным местом, вырабатывали свой подход к рассмотрению проблемы ускорения истории и исчезновения памяти, а также проблем личной и национальной идентичности в глобализированном мире.

Зима в сердце: как русский Север стал центром современного искусства
Иван Горшков «Интинский метеорит», 2021 Инсталляция, смешанная техника, фотографии. Съёмка — Андрей Каратеев
Фото
VICTOR YULIEV

Как вы думаете, что от вашей выставки испытает неподготовленный  зритель?

АБ Откликов и мнений может быть так же много, как и самих людей.  Для меня важно, что все представленные на выставке художественные проекты представляют собой совершенно разные позиции на взаимоотношение искусства и этнографического материала, выполнены в тональностях в диапазоне от ироничного эксперимента до беспристрастного исследования, и показывают интерес авторов к самым разным темам: от трагических страниц в истории края и памяти политических репрессий Речлага в 1937 году (в проекта Игоря Самолета, Тима Парщикова и Тани Ахметгалиевой) до адаптации архаичных мифов в современной популярной культуре (Ульяна Подкорытова, Родион Китаев) или амбициозных попыток представить спекулятивное будущее развитие традиционного народного промысла  с использованием новых материалов (Даниил Антропов), придавая ему тем самым импульс для дальнейшего развития.

Зима в сердце: как русский Север стал центром современного искусства
Алиса Горшенина «Северным русалкам на зимовку необходимо пальто» 2021 Инсталляция, смешанная техника
Фото
VICTOR YULIEV